«Будет еще хуже»

Реставрация Зональной библиотеки ЮФУ только началась

//Фото Виктория Некрасова, "Городской репортер"

В последнее время ростовчане все чаще отмечают, что реставрация Зональной библиотеки ЮФУ, которая расположена в бывшем особняке Парамонова, ведется «варварскими методами»: разрушаются части здания, используются неприемлемые в данной ситуации приспособления. Мнения независимых экспертов и авторов проекта реставрации кардинально разошлись.

Мы старый мир разрушим

Поднимать шум вокруг современной реставрации библиотеки начали в интернете простые ростовчане. Последней каплей стала запись в социальной сети Facebook.com заведующей отделом редких и ценных изданий библиотеки Марины Тарасовой. Именно она рассказала о том, что вместо реставрации здание убивают на глазах горожан.

«Краску с фасадных стен не счищают, а смывают при помощи кёрхера. Стены вымокли почти насквозь… Термогигрометр, который есть у меня в отделе (для определения температурно-влажностного режима), показывает запредельные для книгохранилища цифры — 80,5% влажности», — написала она, а также рассказала о том, что укладка кирпичей при восстановлении стены пристройки здания ведется без использования необходимых инструментов.

«Снесли южную лестницу и балкончик с западной стороны особняка (там, где был кабинет научных работников, а позднее каталог)… Возводят заново. Наблюдая за работой строителей (Джамшудов), осознала, что я ничего не понимаю в строительстве))) Линию кладки, оказывается, не обязательно выкладывать по уровню…» — пишет Марина Тарасова.

[quote_center]После публикации сотрудницы библиотеки ростовчане, которые не имеют никакого отношения к архитектуре и реставраторскому делу, начали выражать возмущение. По большей части для этого использовались все те же соцсети, в которых свое недовольство решила выразить и Марина Тарасова.[/quote_center]

Так, один из комментаторов поста Сергей Кононов пишет: «Похоже в Ростове окончательно решили расправиться со всеми шедеврами Леонида Эберга. Да когда же это закончится? Видимо тогда, когда Ростов станет похож на один большой уродливый торговый центр. Чтож поделаешь, город-купец. Ему-ли до каких-то там архитектурных шедевров. Главное карман баблом набить, а потом хоть трава не расти».

//Фото Виктория Некрасова, "Городской репортер"
//Фото Виктория Некрасова, «Городской репортер»
Экспертное мнение

Среди множества негативных комментариев человеку, который не разбирается в архитектурных тонкостях, было сложно понять, что происходит. Ростовские архитекторы крайне негативно относятся к самому факту реставрации здания особняка Парамонова. Один из них, Артур Токарев, видит причину подобного отношения к памятнику культуры в том, что со временем из памятника он превратился в одиноко стоящий дом без определенной истории и души.

«Самая большая глупость — оставить в одиночестве особняк Парамонова. Потому что он создавался в том контексте, которого уже нет, и никогда не будет. Теперь особняк высмеяли. Разули, раздели — и высмеяли. Выставили вон, как никому не нужную немощную старуху-приживалку. Последней же каплей в изощренном надругательстве будет его качественная реставрация. Розовощекий, глянцевый, он будет экспонирован на всеобщее обозрение, как набальзамированный трупик животного в зоологическом кабинете образцовой средней школы. Отечественный опыт бальзамирования с дальнейшим ритуальным поклонением порождает не самые приятные ассоциации в отношении такой судьбы этого объекта. Не надо мучить усопшего и осквернять его память», — пишет он на своей странице в социальной сети.

[quote_center]Кроме того, единственным возможным выходом из сложившейся ситуации архитектор видит торжественный снос объекта культурного наследия.[/quote_center]

Председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в Ростовской области Александр Кожин также отмечает многочисленные нарушения в работе реставраторов. Он рассказал «Городскому репортеру» о том, что формально работы над фасадом здания ведутся по закону, однако это не отменяет того, что над особняком Парамонова работают дилетанты. Использование штукатурки, воссоздание частей архитектурного памятника и снос некоторых элементов — это допустимые юридически, но совершенно недопустимые с культуроведческой точки зрения вещи. Облик здания будет восстановлен, но при этом совершенно потеряется его суть, его историчность. После той реставрации, которая проводится сейчас, будет полностью утерян дух архитектурного памятника, от которого и сейчас уже мало что осталось.

«Необходимо максимально сохранять тот облик здания, который был задуман его строителями. Если мы штукатурим дом, то штукатурка должна изготавливаться по рецептам того времени. Если изначально в доме стояли деревянные рамы, то недопустимо вместо них ставить пластик. Специалисты, которые могут выполнить все эти работы, в Ростове есть, но есть также большие сомнения в том, что реставраторы будут к ним обращаться», — уверен Александр Кожин.

//Фото Виктория Некрасова, "Городской репортер"
//Фото Виктория Некрасова, «Городской репортер»
Реставрацией занялись «хирурги»

При этом авторы проекта реставрации особняка Парамонова и городские власти иначе видят сложившуюся ситуацию. Так, автор проекта Владимир Кирьязиев уверен, что те работы, которые сейчас ведутся на объекте, являются единственно возможными.

«Реставрация ведется по уникальной технологии. Старый кирпич здесь совершенно не нужен. При смывке краски действительно использовался кёрхер, но так и должно быть, это был самый безопасный способ», — рассказал он «Городскому репортеру».

Также архитектор пояснил, по какой причине пришлось полностью убрать лестницу, которая располагалась в задней части дома.

«Лестница находилась в аварийном состоянии. Она будет восстановлена так же, как и лестница главного фасада здания. Мы будем реставрировать колонны, кирпич будет оштукатурен. По технологии теразит, который мы будем использовать при реставрации, не может быть покрашен, он должен быть только оштукатурен. В советское время все красили, а мы восстановим первоначальный вид здания», — добавил Владимир Кирьязиев.

Архитектора поддерживают и в министерстве культуры Ростовской области. После того, как поднялась волна недовольства тем, как именно проводится реставрация здания библиотеки, на место проведения работ выезжала группа сотрудников министерства, которые проверили работу.

«Мы выходили на проверку. Все работы на объекте ведутся в соответствии с проектом. Человеку со стороны это может показаться разрушением здания, но это не так. Здесь мы должны действовать, как врачи-травматологи. Необходимо сломать, чтобы сделать хорошо в конечном итоге», — рассказал заместитель министра культуры Ростовской области Иван Грунский.

[quote_center]Чиновник также предупредил ростовчан, что дальше все внешне будет обстоять еще хуже. Следующим этапом реставрации станет установка тяжей. Для этого реставраторам придется сбить лепнину, которая находится на здании.[/quote_center]

«Лепнина будет сбиваться молотками, под нее будут заводиться тяжи, потом все будет восстанавливаться. Без этого здание невозможно будет сохранить», — добавил чиновник, а также отметил, что в тот момент, когда краску смывали со стен кёрхером, никто из сотрудников библиотеки не обратился в минкульт. Более того, чиновники узнали о проведении этих работ из прессы. Неизвестно, что именно помешало сотрудникам библиотеки вместо поста в Facebook написать обращение в министерство. Возможно, это могло помочь скорректировать ситуацию.

В последнее время все более явным становится вопрос о создании в Ростове действительно активного, работающего органа контроля за реставрацией фасадов зданий и реконструкцией объектов регионального федерального значения. Создается ощущение, что пост в социальной сети — это тот максимум, на который способны знающие, грамотные люди, профессионалы своего дела. Именно эта активная бездеятельность и становится причиной того, что домами в городе могут заниматься люди, которые не относятся к старине настолько трепетно, насколько она того требует.

[quote_box_center]

Здание зональной библиотеки ЮФУ, построенное по проекту архитектора Эберга, украшало Ростов с начала ХХ века. Его построил для своей семьи сын купца Парамонова Николай. Здание являлось частью большого архитектурного ансамбля с уникальным ограждением и фонтаном на территории сада за домом. В разное время в здании располагался и краеведческий музей, и штаб Добровольческой белой армии генерала Корнилова, и Ростово-Нахичеванский революционный комитет. В середине ХХ века дом Парамонова передали университету. К этому времени относится и первая реконструкция, и перепланировка здания.

Реставрацией здания Зональной библиотеки занимается фирма «Новая Аттика». Это архитектурная мастерская уже выполняла некоторые работы в Ростове. Так, именно эта фирма занималась реставрацией главного фасада Зональной библиотеки в 2005 году, реставрацией доходного дома Кистова в 2003 году, реставрацией здания Ростовскогой конторы Государственного банка в 2002 году. Также «Новая Аттика» работала над восстановлением дома Бахчисарайцева по улице Советской в 2012 году, над памятником героям прорыва Миус фронта в 2012 году и над «Триумфальной аркой 1817 года» в Новочеркасске.

[/quote_box_center]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ