// фото с сайта automobili.ru

Банк России отмечает растущее число жалоб потребителей финансовых услуг на мисселинг  некорректную продажу продукта или услуги, неполное информирование клиента. Это явление приводит к тому, что проданный таким образом продукт не соответствует ожиданиям потребителя.

Как рассказал руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута, поток жалоб именно на мисселинг пока не очень большой, но регулятор обеспокоен ростом таких обращений  прирост числа жалоб на некорректную продажу финансовых продуктов опережает средний прирост количества всех обращений в Центробанк.

Всего Банк России в 2017 году получил около 260 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг. Около половины из них пришлось на деятельность банков, 35% были связаны с работой страховых компаний, 5%  с МФО, кредитными кооперативами и ломбардами. Статистика по сегментам жалоб в Южном федеральном округе примерно совпадает с общероссийскими тенденциями.

Как отмечает Михаил Мамута, сейчас можно выделить несколько недобросовестных практик на финансовом рынке, которые требуют пристального внимания. Среди них, в частности, мисселинг (неполное информирование клиента или введение в заблуждение), навязывание услуг, предложение услуг нелицензируемых компаний.

Пример мисселинга  когда клиенту предлагают инвестиционное страхование жизни под видом обычного банковского депозита, просто с более высокой доходностью, не рассказывая при этом о том, что такой продукт не имеет гарантированной доходности и не застрахован в системе страхования вкладов.

В борьбе с мисселингом должны помочь стандарты противодействия недобросовестным финансовым практикам, которые вступят в силу до конца 2018 года: там будут содержаться положения о том, как должным образом информировать клиента и что делать в отношении нарушителей. Кроме того, положения по качественному информированию закреплены в требованиях к базовым стандартам по защите прав потребителей финансовых услуг, которые разрабатываются для некредитных финансовых организаций, рассказал Михаил Мамута.

Банк России также наблюдает за тем, как информируют потребителей о финансовых услугах, с помощью системы «тайного покупателя».

В сентябре этого года вступает в силу закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», который предусматривает поэтапное введение института финансового омбудсмена. Так, для страховых организаций в части ОСАГО этот срок определен с 1 июня 2019 года, для микрофинансовых организаций  с 1 января 2020 года, для банков  с 1 января 2021 года. При этом финансовые организации могут добровольно присоединиться к системе финансовых уполномоченных уже в декабре 2018 года.

Как отметил Михаил Мамута, принципы, на которых будет основана работа финансового омбудсмена,  это бесплатность для потребителей, скорость (финансовой организации будет дано 15 дней, чтобы урегулировать спор с клиентом, или еще 15 дней  финансовому омбудсмену на вынесение решения), доступность (будет работать электронная приемная), а также независимость и беспристрастность. Решения финансового уполномоченного могут быть обжалованы в суде. «Мировая практика говорит о том, что до 80% всех случаев обращения к финансовому уполномоченному урегулируется на этапе претензии, по 15% омбудсмен выносит свои решения, и только 5% случаев доходят до суда»,  сказал Михаил Мамута.

Сочетание работы финансового уполномоченного и проведения поведенческого надзора позволят повысить качество финансовых услуг и доверие к ним, отмечают в Банке России.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram и ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Новости smi2.ru

Новости партнеров