В День города в Азове было много ярких праздничных мероприятий, но 944-й день рождения города был не только большим и красивым, но еще и необычным. И необычность эту придал Большой десантный корабль «Азов», который специально прибыл в эти дни в азовский порт, чтобы поздравить тезку с днем рождения.
10 и 11 сентября в Азове отмечали День города. Здесь прошло городское торжественное собрание, прошли ярмарка сельскохозяйственной продукции, заседание постоянно действующего Межгосударственного координационного совета казаков Белоруссии, России, Украины. Внимание горожан и гостей города привлекли выставки мастеров народного творчества, художников, парад с участием казачьих подразделений округов Всевеликого Войска Донского, казачьих дружин, учащихся казачьих кадетских корпусов и конных взводов казачьей дружины, Первенство по парусному спорту, традиционная городская легкоатлетическая эстафета среди учащихся образовательных учреждений, концерт казачьих самодеятельных коллективов, соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья», показательные выступления по таэквон-до, тайскому боксу, конно-спортивный праздник, конкурс «Донская уха», кала-концерт «Слава Дона православного — Азов!» и многие другие мероприятия, как вошедшие в основную программу праздника, так и оставшиеся вне ее рамок. Словом, было всё, что положено на большом красивом празднике.
Кульминацией праздника стало прибытие «Азова», во главе с командующим Черноморским флотом, контр-адмиралом Федотенковым, было ознаменовано залпами корабельных салютных пушек.
В дни праздника в экскурсиях на корабль поучаствовало около 1500 жителей города. Руководство Азова выразило искреннюю признательность командованию Южного военного округа и Черноморского флота за то, что подшефный корабль БДК «Азов» стал украшением города в эти дни.
ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ К ПРАЗДНИКУ
Это уже второй визит «Азова» в Азов (первый состоялся пять лет назад). И, в отличие от предыдущего, в ходе нынешнего перехода из Черного моря в дельту Дона кораблю пришлось преодолеть некоторые непредвиденные трудности.
//Фото: Евгения Сыроватская
9 сентября 2011 года в Керченском проливе при подходе к Керчь-Еникальскому каналу БДК «Азов» неожиданно получил запрет на проход от Центра регулирования движения судов (ЦРДС) порта Керчь (Украина). Дежурный ЦРДС заявил о необходимости взять на борт российского военного корабля лоцмана с последующей оплатой его услуг, сославшись при этом на циркуляр начальника крымского отделения государственного предприятия «Дельта-Лоцман», а заявление старшего на борту корабля о том, что указанные требования противоречат международным соглашениям и не могут быть применены к военному кораблю, не были приняты во внимание.
«С учетом времени суток, неблагоприятным прогнозом по метеоусловиям и необходимостью своевременного прибытия корабля в порт Азов командованием Черноморского флота по согласованию с Таманским управлением „Росморпорта“ было принято решение о проходе корабля в Азовское море по более мелководному Таманскому судоходному пути, управление которым осуществляет порт Кавказ», — объяснил ситуацию пресс-секретарь Черноморского флота России.
//Фото: Евгения Сыроватская
Несмотря на эту небольшую неприятность в Азов одноименный корабль прибыл вовремя. Большому десантному кораблю к трудностям не привыкать. Он участвует в учениях, несет боевые службы, в том числе и на российско-абхазской границе, и в свое время даже боролся с пиратами у берегов Сомали.
СУДЬБА «АЗОВА» УДИВИТЕЛЬНА
Судьба «Азова» достойна восхищения. И не только данного конкретного корабля, но и всех боевых судов, носивших такое же имя, по отношения к которым «Азов» и его экипаж ощущают себя преемниками. Ощущение того, что ты начал не с нуля, что у тебя были героические предшественники, вызывает гордость за свою историю, делает осмысленными новые свершения, поднимает боевой дух. «Азов» — это ведь не просто название, это понятие, связанное уже не только с прекрасным городом неподалеку от места впадения Дона в Азовское море.
ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ ПОД АЗОВОМ
18 июля 1696 года русской армией после упорной осады была взята турецкая крепость Азов. Особую роль при этом сыграл молодой русский флот, корабли которого блокировали крепость с моря и лишили турок возможности производить подвоз подкреплений. Россия получила выход к Азовскому и Черному морям и свободу торговли.
Через 130 лет в честь этой победы был назван 74-пушечный парусный линейный корабль, спущенный на воду с эллинга Архангельского адмиралтейства.
В Российском флоте, начиная со времён Петра I, было несколько кораблей под названием «Азов» или «Память Азова», самым известным и прославленным из которых стал линейный корабль «Азов» постройки 1826 года.
Этот 74-пушечный корабль был заложен в Архангельске 20 октября 1825 года и спущен на воду 26 мая 1826 года. Официальным строителем корабля считался знаменитый мастер А. М. Курочкин, который за 35 лет службы построил на архангельских верфях 87 судов. Ко времени постройки «Азова» Курочкин был уже пожилым человеком («Азов» стал его последним кораблём), и фактически работы возглавлял его помощник, впоследствии известный кораблестроитель В. А. Ершов.
Ещё во время строительства в феврале 1826 года командиром корабля «Азов» был назначен известный мореплаватель капитан 1 ранга Михаил Петрович Лазарев. Получив это назначение, Лазарев принял активное участие в постройке корабля. После осмотра строящегося «Азова», Лазарев предложил внести в его конструкцию ряд изменений. 22 пункта из перечня Лазарева были приняты, что позволило существенно улучшить корабль.
«Азов», построенный известным мастером с учётом пожеланий прославленного мореплавателя, оказался настолько хорош в конструктивном отношении, что по этому проекту на верфях Архангельска и Петербурга с 1826 по 1836 годы было построено пятнадцать однотипных кораблей, а подлинный его чертёж был выгравирован на медной доске, «для сохранения его и впредь в неизменности».
В августе—сентябре 1826 года «Азов» в составе экскадры под общим командованием М. П. Лазарева перешёл из Архангельска в Кронштадт, где специально учреждённая комиссия для приёмки построенных кораблей проверила «Азов» и сделала вывод, что он «многое отделан действительно отлично с отменной удобностью и пользой для флота».
Председатель приёмной комиссии вице-адмирал С. А. Пустошкин в своём рапорте Адмиралтейств-коллегии сообщал: «Всё то полезное устройство на корабле „Азов“ сделано благоразумным распоряжением командира оного капитана 1 ранга Лазарева… то я, как первенствующий комиссии, и отношу все сие в полной мере к собственной чести и усердию ко благо службы его, Лазарева…».
«Азов» был одним из красивейших кораблей российского флота. Его корпус украшал тонкий резной орнамент. В центре гакаборта находился большой двуглавый орёл в принятой в 1825 году форме. В правой лапе орёл держал перевитые лентами громовые стрелы и факел, в левой — лавровый венок. Края гакаборта были украшены изящными пальметтами, ниже которых располагались двенадцатиконечные звёзды. По корме шло два ряда по девять окон, разделённые фризом из воинских атрибутов: знамён, барабанов, щитов, пушечных дул и пирамидок ядер. Меж окон находились ниспадающие гирлянды, украшенные сверху бантами. Носовая фигура «Азова», выполненная специально командированным из Санкт-Петербурга Николаем Долгановым, достигала в высоту около трёх с половиной метров и изображала воина в золочёном шлеме, доспехах и в коротком плаще.
Одновременно с постройкой «Азова» М. П. Лазарев занимался подбором экипажа на корабль. В состав экипажа были зачислены прославленные в будущем флотоводцы, герои обороны Севастополя: лейтенант Павел Степанович Нахимов, мичман Владимир Алексеевич Корнилов, гардемарин Владимир Иванович Истомин.
В том же 1827 году «Азов» под командованием одного из героев открытия Антарктиды капитана 1 ранга М. П. Лазарева, возглавив эскадру, состоящую из девяти кораблей, покинул Кронштадт. Российским кораблям предстояло совершить переход в Средиземное море, где соединиться с английской и французской эскадрами, оказывавшими помощь восставшему против турецкого ига греческому народу. Перед отплытием эскадры, В полночь 10 (22) июня 1827 года на корабль «Азов» поднялся император Николай I. Император Николай Павлович присутствовал при совершении напутственного молебна. При прощании с русской эскадрой на корабле «Азов» Николай I произнёс: «Надеюсь, что в случае каких-либо военных действий, поступленно будет с неприятелем по-русски».
1 октября 1827 года русский отряд встретил англо-французскую эскадру. С прибытием русских объединенные силы союзников стали насчитывать 10 линейных кораблей, 9 фрегатов и 7 малых судов, на вооружении которых было 1300 орудий. Как по количеству больших кораблей, так и по числу пушек русский отряд оказался наиболее сильным.
Турецко-египетский флот, в составе которого было 3 линейных корабля, 23 фрегата, 42 корвета, 15 бригов и 8 брандеров (2300 орудий), под командованием Мухаррем-бея в это время стоял на удобной для боя позиции в Наваринской бухте. На ультимативное требование, подписанное командиром русского отряда контр-адмиралом Л. П. Гейденом и флагманами эскадр союзников, прекратить военные действия против Греции турки не ответили, и союзные корабли 8 октября направились к Наварину.
В ходе сражения «Азов» оказывал помощь соседям: рядом с ним вёл артиллерийскую дуэль с 84-пушечным линейным кораблём турецко-египетской эскадры английский флагман «Азия». В один из моментов боя неприятельский корабль развернулся кормой к «Азову». Командир корабля Михаил Петрович Лазарев немедленно воспользовался этим и приказал ударить по нему из 14 пушек левого борта. В результате кормовая оконечность турецкого корабля была полностью разрушена, там начался сильный пожар, а поскольку «Азов» картечным огнём помешал туркам ликвидировать огонь, очень скоро корабль неприятеля, охваченный пламенем, взорвался.
Русская эскадра входила в гавань под ураганным артиллерийским обстрелом. Начавшееся около 14 часов сражение продолжалось до вечера. Отличной боевой выучкой, мужеством и отвагой русские моряки еще раз продемонстрировали силу российского флота.
Находясь под перекрестным обстрелом неприятельских кораблей и крепостной артиллерии, «Азов» в этом сражении вел бой одновременно с пятью судами. Метким огнем он в первые же минуты боя нанес серьезные повреждения 80-пушечному турецкому кораблю, вынужденному спешно сняться с якоря и выброситься на мель. Последующими залпами азовцы уничтожили еще три фрегата и корвет, после чего поспешили на помощь английской эскадре, совместно с которой потопили флагманский корабль Мухаррем-бея и повредили несколько судов.
К заходу солнца сражение было закончено. Противник потерял более 60 кораблей, до 7 тысяч человек и был вынужден прекратить войну против греческого народа. Таким образом, древняя Эллада обрела потерянную на пять веков свободу.
В бою «Азов» получил 153 пробоины (из которых семь — ниже ватерлинии), были перебиты все мачты, стеньги и реи, прострелены паруса, перебит такелаж. Среди экипажа потери составили 24 человека убитыми и 67 ранеными.
Русская эскадра под командованием контр-адмирала Логина Петровича Гейдена разгромила весь центр и правый фланг неприятельского флота. Она приняла на себя главный удар превосходящего числом и орудиями противника и уничтожила бо́льшую часть его кораблей. Потери турецко-египетского флота составили более 60 кораблей и более четырёх тысяч человек убитыми и ранеными (также указываются цифры потерь в 6–7 тысяч при общей численности 20 тысяч). Союзники не потеряли ни одного корабля, а потери убитыми и ранеными составили 181 и 480 человек соответственно.
За подвиг в Наваринском сражении М. П. Лазарев получил звание контр-адмирала и был награждён сразу четырьмя орденами, в том числе от имени английского короля — орденом Бани, французского короля — орденом Святого Людовика, а в 1835 году — греческим орденом Святого Спасителя. А сам «Азов» был отмечен высшей наградой: впервые за всю историю русского флота ему был вручён кормовой адмиральский Георгиевский флаг и вымпел «в честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов».
Так же предписывалось всегда иметь в составе флота корабль «Память Азова», на котором поднимать Георгиевский флаг. (Подлинный Георгиевский флаг с корабля «Азов» размером 9,5 на 14 метров в настоящее время находится в Центральном Военно-Морском музее).
Позже «Азов» участвовал в русско-турецкой войне 1828–1829 годов, крейсировал у берегов Греции, в Эгейском море, участвовал в блокаде пролива Дарданеллы, а в начале 1830 года вышел от острова Порос в Россию по маршруту Мальта-Гибралтар-Ла-Манш-Копенгаген и в мае прибыл в Кронштадт.
В 1831 году корабль-герой был разобран, так как повреждения, полученные кораблём в боях и за время трёхлетнего похода вдали от баз, оказались достаточно серьёзными.
«ПАМЯТЬ АЗОВА»
После выведения «Азова» из состава флота его Георгиевский флаг, согласно предписанию, был передан на 86-пушечный корабль «Память Азова», названный так в честь героического предшественника. Этот корабль, так же, как и «Азов», был построен В. А. Ершовым, а его командиром был назначен последний командир «Азова» — С. П. Хрущов.
«Память Азова» находился в плаваниях в Балтийском море и Финском заливе, а 3 июля 1836 года принимал участие в церемонии встречи балтийским флотом Ботика Петра I. В 1835 году кораблём командовал Андрей Петрович Лазарев, старший брат Михаила Петровича Лазарева. В 1848 году «Память Азова» был переоборудован в блокшив, а в 1854-м — разобран.
Последний командир «Памяти Азова» П. С. Лутковский стал командиром нового 74-пушечного корабля того же имени, на котором также был поднят Георгиевский флаг «Азова». Новый корабль участвовал в Крымской войне, а после неё, в 1856–1857 годах перевозил грузы между Кронштадтом и Ревелем. С 1858 года «Память Азова» более не вооружался до самого своего списания 11 сентября 1863 года. Когда второй корабль «Память Азова» был списан, его Георгиевский флаг был передан в музей.
В 1890 году появился третий корабль «Память Азова» — паровой полуброненосный крейсер. На нём в августе 1906 года произошло революционное восстание, что стало причиной его переименования и переквалификации — броненосный крейсер «Память Азова» стал учебным судном «Двина», и лишился своих отличий (Георгиевского флага и креста). Однако после Февральской революции Морское министерство издало указ «О возвращении названий кораблям, отнятым у них за революционные выступления», в результате которого «Двина» снова стала «Памятью Азова», но знаки отличия кораблю не вернули — вместо Георгиевского был поднят красный флаг.
В 1919 году корабль был потоплен в результате ночной атаки английских торпедных катеров. «Память Азова», бывший в то время базой подводных лодок, стоял у выхода из гавани, развёрнутый бортом в сторону атаки. Приняв удар двух торпед крейсер затонул. Это был первый и последний бой корабля за всё время его службы.
ДОСТОЙНЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ
Затем снова наступает перерыв длиною в несколько десятилетий. И только 4 января 1972 года Большой противолодочный корабль «Азов» был зачислен в списки кораблей ВМФ.
21 июля 1972 года БДК «Азов» заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Спущен на воду 14 сентября 1973 года, вступил в строй 25 декабря 1975 года и 19 февраля 1976 года включен в состав Краснознаменного Черноморского флота.
БПК «Азов» совершил визиты в Грецию, на Кубу, во Францию, в Румынию. Почти четверть века находился он в составе Черноморского флота. За эти годы кораблем пройдено 137 тысяч морских миль, выполнены задачи боевых служб в Средиземном море и Атлантическом океане. Он участвовал в учениях ВМФ СССР, осуществлял поисковые операции, официальные и дружественные визиты во многие страны мира.
В 1977 году впервые в ВМФ на корабле был установлен до сих пор не имеющий аналогов в мире универсальный многоцелевой зенитный ракетный комплекс (УМЗРК) «Форт» — морской вариант известного во всем мире сухопутного противовоздушного комплекса С-300, в результате чего он стал единственным кораблем в мире, имевшем на вооружении ЗРК трех разных типов. Испытания этого комплекса позволили установить его после «Азова» на других проектах кораблей ВМФ страны.
//Фото: Евгения Сыроватская
За время своего существования корабль выпустил на стрельбах сотни ракет — больше, чем все собратья по проекту вместе взятые. Он считался на флоте не только самым стреляющим кораблем, но и самым сильным по противовоздушной обороне. Три года подряд «Азов» либо брал призы Главкома ВМФ за ракетную подготовку, либо признавался одним из лучших кораблей флота и соединения.
Яркими страницами ВПК «Азов» стали летно-конструкторские испытания ЗРК «Форт», ЗРК «Шторм-МН» (1978—1985 гг.), участие в командно-штабных учениях с выходом в Средиземное море (1986 г.), выполнение задач первой боевой службы (январь—июнь 1988 г.), участие в учениях «Осень-88» под руководством министра обороны СССР (1988 г.), обеспечение первого визита американских военных кораблей в Севастополь в 1989 году, выполнение специальных задач у берегов Абхазии в 1993 году.
В 2000 году БРК «Азов» был выведен из состава флота. Название корабля было передано большому десантному кораблю Черноморского флота, вошедшему в состав Черноморского флота в 1990 году под именем «БДК-54». Именно он и стал в 2011 году украшением дня рождения города Азова.
Строительство «БДК-54» велось в Польше, на Гданьской верфи, в конце 1980-х годах по заказу СССР исключительно для его флота. Главным конструктором был польский инженер-кораблестроитель О.Высоцкий, главным наблюдателем от ВМФ СССР был сначала капитан 1 ранга Б. М. Моложожников, потом гражданский специалист М. И. Рыбников, старший представитель заказчика — инженер Л. В. Луговин.
В процессе проектирования корабли были переклассифицированы в БДК второго ранга через значительное возрастание водоизмещения. Десантный корабль по конструкции является многопалубним, плоскодонным кораблем океанской зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По конструкции он относится к судам, выполненных по системе «Ro-Ro» — с танковой палубой, которая проходит по всей длине корабля. Основным его предназначением является прием из оборудованного или необорудованного берега гусеничной, колесной и любой военно-транспортной техники и пехотных подразделов техники, транспортирования их морем и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с маленьким склоном дна через открытое носовое устройство, а также приема из воды, транспортирования морем и спуска на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство.
Корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов. Кроме того, десантный корабль может использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования. Корабль способен перевезти груз весом 650 т на расстояние 4700 миль и плавать во всех незамерзающих морях и океанах без ограничений. Как правило, корабли БДК действуют в составе корабельной десантной группы или в составе отряда миротворческих сил, но могут выполнять свои функции самостоятельно, без кораблей прикрытия.
В настоящее время большой десантный корабль «Азов» входит в состав 197-й бригады десантных кораблей 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.
ТОРЖЕСТВА ПРОШЛИ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ
10—11 сентября 2011 года торжества в Азове прошли с участием губернатора Ростовской области Василия Голубева, командующего войсками Южного военного округа генерал-полковника Александра Галкина, командующего Черноморским флотом контр-адмирала Александра Федотенкова, депутата Государственной Думы РФ Атамана Всевеликого войска Донского казачьего генерала Виктора Водолацкого, владыки Кирилла, мэра Азова Сергея Бездольного и многочисленных гостей.
//Фото: Евгения СыроватскаяПосле заката город окрасился залпами праздничного салюта.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.