19 января в российский прокат выходит дебютная работа режиссера и сценариста Полины Ольденбург «Корпорация Ad Libitum». Фильм о том, насколько сильно человеком может овладеть чувство влюбленности, сделать безвольным заложником, обреченным на страдание. При этом насколько все-таки оно подлинное — ставится под вопрос. «Городской репортер» побывал на предпремьерном показе в кинотеатре «Горизонт Cinema&Emotion» и пообщался с режиссером и продюсером картины. Рассказываем, почему фильм может вам не понравиться, но точно увлечет в рассуждения.
Вечная история о том, что счастье и любовь купить нельзя приобретает в российской кинокартине совсем обратную сторону. По сюжету, существует корпорация Ad Libitum, которую сложно найти, о ней мало кто знает. Вокруг нее тянется темная история с рядом самоубийств богатых мужчин. Кого же, как не журналиста, жадно любящего свою работу, могло это заинтересовать. Герман Крылов (Шамиль Хаматов) решает выяснить, как связаны убийства и таинственная корпорация. Уверенный в себе главный герой, имеющий вроде бы любимую и любящую невесту, верных друзей и прибыльную работу соглашается на эксперимент.
Оказывается, что корпорация предлагает заскучавшим от власти, денег и достатка людям стопроцентную возможность влюбиться. Результат гарантирован. Более того, для скептиков первая встреча бесплатная, ну, а вот цена последующих очень и очень велика. «Вы не наш клиент, — обращался к журналисту-экспериментатору президент компании. — У вас все есть, зачем вам наши услуги?». Но журналист без сомнений заявил (и как бы даже бросил вызов), что не влюбится. Уже на следующий день он ждал ту самую девушку на лавочке в парке ровно в 11:00. К счастью или сожалению, все сложилось немного иначе, чем ожидал главный герой.
«На это и расчет. Мы все хотим любви. Мы все всегда оставляем себе зазор. А вдруг да. Даже когда цыганка гадает. Вы говорите, что во все это не верите. А она вам: „Вы… в четверг… встретите свою судьбу“. И все. Всегда обязательно краешком мозга вы будете думать, а вдруг она права. На это и расчет самой конторы. Ожидания сбываются», — рассказала режиссер фильма Полина Ольденбург.
Может показаться, что у героя начинает развиваться параноидальная шизофрения, но президент корпорации и сама режиссер опровергают. Это эффект Розенталя. Такой психологический феномен был выявлен американским психологом Робертом Розенталем. Суть его в том, что ожидания реализации какого-либо пророчества определяют характер действий и интерпретацию реакций окружающих людей. Таким образом, провоцируется самоосуществление того самого предсказания. Эта научная теория приобретает в фильме черты триллера или даже ужастика. До самого конца зритель не понимает окончательно насколько все происходящее реально, почему это так происходит: это чья-то большая игра или все-таки случайность, это сила убеждения или реальные чувства? На эти вопросы не дает ответов даже режиссер, оставляя концовку картины открытой.
Именно это и есть, пожалуй, основная причина, по которой можно пойти в кино. Зрителю дается полная свобода для различных интерпретации событий фильма. «Это лучший сценарий, который я прочел за все время своей карьеры. Это не шутка, это действительно так», — заявил продюсер фильма Илья Шемятов («Смотри как я», «Как меня зовут»).
И хотя задумка, действительно, интересная, но сама картинка получилась слабой. Драматургия, напряжение и сопереживание герою появились лишь к концу фильма, когда зрителю было необходимо разобрать, что же на самом деле происходит, почему корпорации удается безошибочно влюблять людей. Вначале же метания героя, его попытки достать информацию и сами факты самоубийств кажутся смазанными и будто бы не доработанными. Неплохая завязка обрывается сменой акцента с журналистского расследования и таинственных убийств на то, что Герман Крылов обморочно ищет ту самую девушку-феномен, в которую, по слова президента (Игорь Петренко), все влюбляются, в том числе сам главный герой. От этого и внимание к событиям фильма периодически утрачивается. А сцены дружеских посиделок, которые как бы помогают раскрыть личность героя и его образ жизни, смотрятся немного нелепо и наиграно.
При этом стоит отметить хороший актерский состав (Дарья Белоусова, Евгения Крегжде, Кристина Бабушкина и многие другие), а также отличное музыкальное сопровождение. Как бы не хотелось, но шазамить во время фильма не получится. Саундтреки к картине исполнила группа OLDENBURG. Это авторский проект Полины Ольденбург. Именно она написала эти композиции. Кроме того, картины, которые якобы рисует невеста главного героя Ника, — это тоже творчество режиссера. Да и саму героиню она писала под себя.
«Открою вам тайну. Я должна была играть роль художницы. Я специально написала себе эту роль. Но друзья отговорили меня. Сказали, давай-ка ты будешь по одну сторону баррикад. Потому что в первом фильме достаточно сложно совмещать. Поэтому, утвердив Женю Крегжде, мы подстригли ее под меня, надели ей линзы карие. Не потому что я такая больная на голову, просто картины, на которых изображена девочка с каре, уже не перерисовать. Хотя Женя светловолосая, светлоглазая. Но, мне кажется, героиня моих картин и преображенная главная актриса получились очень похожи», — рассказала режиссер. — Но, признаться, у меня некоторые сожаления есть на эту тему. Моя актриса внутри меня немного переживает. Не знаю, будет ли у меня еще такая интересная роль в жизни. Все-таки я сама ее написала».
По словам Полины Ольденбург, от самой идеи (задумка появилась после разговора с отцом на тему «что бы было, если бы существовала контора, которая торговала любовью» — прим. ред.) до выхода фильма в прокат прошло восемь лет. Сначала режиссер пыталась сама найти деньги на проект, потом познакомилась с Ильей Шемятовым, который и стал продюсером картины. Так, фильм снят полностью без государственной поддержки.
«Мы три раза подавались в министерство культуры и, видимо, там сочли, что такое кино не нужно, — добавил Илья Шемятов. — Потом съемки заняли всего где-то полгода, зато монтаж — больше двух лет. А в 2019 году картина имела фестивальную судьбу. И, кстати, с каждого фестиваля мы привозили какие-то награды: лучший фильм, лучший режиссер — а иногда, даже несколько».
Горячую новинку отечественного кинематографа уже можно посмотреть в кинотеатрах. Ну, а насколько удачным окажется прокат, будет ясно позднее. Абсолютно точно одно — мысли, на которые наводит фильм «Корпорация Ad Libitum», точно покажутся вам интересными.
«Человек, когда переключает свой фокус на новую влюбленность, начинает видеть какие-то вещи, которые раньше не замечал. Люди думают, что они себя знают, а потом, попадая в определенные обстоятельства, они открывают себя заново. И наш герой попался, — поделилась рассуждениями режиссер фильма. — Стоит ли вечно искать ту самую бегущую по волнам. Счастье ведь очень просто может ускользнуть от нас».
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.