В конце года — есть такая странная журналистская традиция — принято подводить итоги. В этом тексте мы постарались подвести итоги развития медиаотрасли Ростова-на-Дону в 2011 году. Безусловно, все эти места — далеко не результат объективного маркетингового исследования. Это — наше видение и наше отношение к тому, что происходило с ростовской журналистикой целый год. И вполне возможно, что события, выделенные нами и расставленные по местам, соответствуют и вашему представлению о том, что происходило с ростовскими медиа в уходящем году.
1. Журнал «Деловой квартал» ищет редактора
Вторая половина 2011 года для журнала «Деловой квартал — Ростов-на-Дону» ознаменовалась практически полной сменой руководства. Сначала журнал покинул главный редактор Владимир Колодкин, проработавший в издании более четырёх лет. На его место пришёл Евгений Ракуль, покинувший ради такой возможности газету «Ведомости-Юг». Затем издание покинул и директор — Сергей Кириленко. Он сдал свой пост своей жене Виктории.
Но на этом череда смен топ-менеджеров в «Деловом квартале» не завершилась: проработав чуть меньше полугода в должности главного редактора, Евгений Ракуль ушёл из издания. В настоящее время место вакантно.
Нужно признать, что, несмотря на столь частые кадровые перестановки, издание не утратило ни своих позиций на рынке, ни актуальности, ни репутации. Именно поэтому мы отдаём перетасовкам руководства в «Деловом квартале» первое место.
2. Издательский дом Magazine Media Group привозит звёзд и выходит в другие города
В 2011 году издательский дом Magazine Media Group удивил и ростовские медиа, и общественность несколько раз.
Во-первых, издательскому дому удалось привезти в Ростов одного из самых именитых дизайнеров мира — Карима Рашида. Это действительно значимое событие, причём не только для СМИ, но и для дизайнеров, архитекторов, ценителей современного искусства и культуры. Карим Рашид на несколько летних дней заполнил новостные ленты практически всех изданий города.
Второе значимое, на наш взгляд, для рынка СМИ Ростова-на-Дону событие — это экспансия изданий MMG в другие города. Первым в регионы двинулся журнал «Собака»: с октября журнал под управлением ростовской редакции стал выходить в Краснодаре. Чуть позже — с ноября — в Нижнем Новгороде на условиях франшизы стал выходить журнал HomeMagazine. А уже в феврале в том же Нижнем стартует ещё одно детище MMG — журнал Fashion Beauty.
До 2011 года на ростовском рынке глянцевых журналов попыток вывести местные издания в другие регионы не было: все толклись на одной площади. Magazine Media Group стал первым издателем, выведшим ростовский глянец за пределы Ростова-на-Дону.
3. Блогер и журналист Галина Пилипенко срывает куш
Такого количества конкурсов, премий, презентаций и фестивалей в Ростове-на-Дону мы не припомним. Да и увлечения простыми блоггерами у организаторов подобных событий ранее замечено не было. Однако в 2011 году все как сговорились: номинация «Лучший блоггер» отсутствовала разве что в конкурсе «Ростовская красавица». Примечательно, что в конкурсах «Собака.ру ТОП-25» от журнала «Собака» и «Человек года» от «Делового квартала» призовые места в номинации «Лучший блоггер» заняла именно Галина Пилипенко.
Мы поздравляем Галину и за творчество, востребованность и оригинальность присуждаем Вам третье место в рейтинге ростовских медиа от «Городского репортера».
4. В ростовскую медиа-среду вернулась политика
Это событие надо было бы поставить на первое место. Однако необходимо признать, что после долгого перерыва суждения и материалы о политике, которые выходят в ростовских СМИ последние полгода, далеки от идеала. Сам факт увлечения политикой — отличный показатель того, что купеческая ростовская журналистика наконец повернулась лицом к простому человеку.
Выборы, митинги, дебаты, политические прогнозы — до 2011 года все это можно было встретить лишь в столичных СМИ. И вот теперь ростовские медиа начинают потихоньку осваивать такой непростой жанр.
Надеемся, в 2012 году тенденция не прервётся, а качество — вырастет.
5. Бизнес-портал «Делору» в поисках себя
Смелая попытка перенести деловую журналистику в интернет пока что ничем не закончилась. Бизнес-портал «Делору» за прошедший год не менял концепций и старался быть деловым изданием.
Но каждый новый руководитель редакции привносил в работу портала свои новшества: сначала выбор тем по принципу «пишите о том, что мне было бы понятным», потом — «пишите о том, что востребовано», теперь — «пишите, пишите».
Однако коллектив электронного издания не унывает и продолжает строить первое в Ростове специализированное деловое интернет-СМИ. Надо сказать, делают они это успешно. Между тем на признание аудитории, право быть авторитетным источником и изданием с положительной деловой репутацией необходимо чуть больше времени, чем прошло. Попытка отличная, и попытка у всех на глазах превращается в СМИ. «Делору» отправляется на пятое место в рейтинге.
6. «Южный регион» и слухи о смене владельца
Слухи двигают цивилизацию вперёд. Слух о том, что медиагруппа «Южный регион» ищет покупателя и может быть продана в ближайшее время, пошёл по Ростову в начале июня.
Надо признать, слух был настолько правдоподобен и подкреплён основательными фактами из «источников, пожелавших остаться неизвестными», что многие в него даже поверили.
Однако это был всего-лишь слух, тем не менее всколыхнувший ростовский рынок медиа. Зачётный слух, что сказать… Шестое место.
7. Журналисты задержанные, осужденные и победившие
Заместитель главного редактора газеты «Южный федеральный» Маргарита Ефремова, условно осуждённая за вымогательство в особо крупном размере, осада редакции газеты «Уполномочен заявить» летом минувшего года и неожиданное задержание главного редактора этой газеты — Александра Толмачева — в декабре, а также победный суд журналиста и блоггера Сергея Резника с сетью ресторанов «Рис».
Эти события показывают не только то, что ростовские журналисты иногда оступаются и даже падают, но и то, что многие из них готовы защищать свои слова и право называться журналистами.
Седьмое место мы присуждаем тем, кто пострадал за правду и даже смог отстоять её.
8. Учение — свет, знания и сила будущей журналистики
В 2011 году в Ростове-на-Дону прошёл международный молодёжный учебно-практический форум «Медиаполигон», ежегодно проводимый журналом «Русский репортёр». Это знаковое среди молодых журналистов России событие собрало на одной площадке более 70 практикующих и молодых ростовских журналистов.
Итогом форума стал журнал «100 часов», состоящий из текстов, написанных участниками в дни форума. Это — отличная форма повышения квалификации и обучения журналистскому мастерству.
Ещё одним знаковым событием в области журналистского образования стал медиаполигон «Южный регион», открытый медиагруппой «Южный регион» на базе ДГТУ.
Повышение профессионализма донских журналистов, безусловно, заслуживает внимания. Но и требует дальнейшего развития. Побольше практики, коллеги!
9. Социальные сети конкурируют с новыми и традиционными СМИ
В 2011 году волна Social Media Marketing накрыла ростовскую интернет-аудиторию с головой. Каждое уважаемое предприятие, компания, фирма и даже фирмочки ринулись в «фейсбуки-вконтакты», создали свои собственные странички и начали кропотливую работу над повышением лояльности своих потребителей.
Каждый pr-менеджер вмиг стал редактором, а друзья превратились в читателей корпоративных СМИ. Даже если у компании не появилось собственной страницы в Facebook или ВКонтакте, новостями компаний пестрели личные странички сотрудников. Объем информации увеличился в разы.
И главное — эта информация теперь размещается бесплатно, в 99% достигает своей целевой аудитории и в 100% превратилась в назойливую муху, которую никак не отгонишь.
СМИ сначала подумали: конкуренция! Оказалось, что не конкуренция. Но явление настолько массовое и популярное, что некоторые компании сократили расходы на рекламу, перераспределив бюджеты в пользу SMM.
10. «Городской репортёр», такой не похожий на коллег
Как нас только не величали за эти полгода нашей работы. И федеральной сетью электронных изданий, и местечковым блогом, и красивым, но непонятным сайтом. Многие отмечали нашу непохожесть на другие ростовские интернет-СМИ, на неординарность журналистских текстов и широкий диапазон предлагаемых читателю тем.
Фокус в том, что мы, пытаясь утолить информационный голод ростовчан, ищем и находим, пишем и переписываем, придумываем и реализуем различные интересные материалы, которые могут заполнить пустую информационную нишу между бизнес-новостями и криминальными сводками. И как всегда, предлагаем всем читателям поучаствовать в этом процессе.
Это просто — напишите письмо.
Себе, за находчивость, мы оставляем скромное десятое место.
Вместо послесловия
Наш рейтинг событий в ростовской медиа-отрасли — далеко не аксиома. И если вам кажется, что текст требуется продолжить — милости просим: предлагайте свои события, варианты и их места в комментариях. Мы прислушаемся.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.