Фото: aif.ru

Сегодня в Ростове завершается VII международный музыкальный фестиваль выдающегося альтиста, дирижера и педагога Юрия Башмета. А музыкант он действительно выдающийся  превратил альт в солирующий инструмент, сотрудничал со многими блистательными дирижерами и композиторами, выступал с лучшими симфоническими оркестрами на крупнейших мировых площадках и завоевал десятки престижных наград, в том числе стал лауреатом Grammy вместе с ансамблем «Солисты Москвы». О создании «Трио-сонаты для струнных» (будет исполнена на закрытии фестиваля  прим. ред.), значении личности преподавателя в музыке и о Ростове читайте в нашем материале.

Создание «Трио-сонаты для струнных»

Юрий Башмет: Это очень интересная история! Задумка «Трио-сонаты для струнных» появилась после того, как я прослушал «Струнное трио» моего друга Альфреда Шнитке в оригинале. И очень увлекся этой музыкой! Позже я предложил ему сделать переложение произведения для альта и оркестра. Он сказал: «Отличная идея! Только делай сам, у меня нет времени. Потом мы вместе сделаем корректуру».

Но, дело в том, что это была моя первая попытка переложения произведения. Вдобавок, когда я приступил к работе, то болел и находился в доме отдыха в Грузии. С температурой я с трудом сделал пять страниц, а там, наверное, 60 страниц с чем-то было. Вдруг в этом же доме отдыха появилась молодая девушка Маша, студентка консерватории. Оказалось, что ее любимым композитором был как раз Шнитке. Она сказала: «Ой, мне так интересно. Я слышу, когда гуляю, из окна вашего номера что-то звучит».

В конце концов, я пригласил Машу к себе, она увлеченно стала рассматривать партитуру. И я заметил, у нее так быстро и ловко переложение получается: то, на что у меня часы уходили, у нее занимало три-пять минут. Я ей рассказал свои идеи, дал цифровку. И она буквально за два дня довела дело до конца.

После этого я принес партитуру Альфреду. Он посмотрел и сказал: «Удивительно! Это ты первый раз в жизни делал?». Я ответил: «Да». Он проговорил: «Шикарно! А вот, начиная с шестой страницы, – просто гениально».

Альфред подправил произведение и дал ему название. Так появилась «Трио-соната для струнных».

Кстати, еще там есть забавный такой секрет. Оригинал произведения, «Струнное трио», был заказан Альфреду фестивалем из Австрии к столетию Альбана Берга (австрийский композитор и музыкальный критик  прим. ред.). И Альфред хотел довольно жестко пошутить и сочинить произведение на тему «Happy birthday to You», но в миноре. В конце концов, Альфред написал мелодию «Happy birthday to You» в обратном порядке и в миноре. Собственно, никто этого и не знает. Конечно, слушателям что-то напоминает мелодия «Струнного трио», но никто не понимает, что именно. Это я вам просто секрет выдаю.

Про личность преподавателя

Практически в каждом городе в музыкальных школах работают те, кто невероятно любят свою работу. И вот если такой человек преподает, то его инструмент оказывается на высоте. Я никогда не забуду наши прослушивания в Ростовской консерватории, когда вышел парень Володя Филатов и совершенно исполнил какой-то каприс Никколо Паганини (итальянский скрипач-виртуоз, композитор  прим. ред.). Это произвело на меня огромное впечатление. Конечно, Володя тут же был принят во Всероссийский юношеский симфонический оркестр и с нами не раз гастролировал. Он стал солистом Ростовской филармонии. И я так понимаю, что этого парня, Володю Филатова, учил с любовью и очень профессионально его педагог в Ростове.

Сейчас в Новосибирске, например, на высочайшем уровне ударные инструменты по той же причине,  я говорю не голословно. Это всегда связано с личностью. Там такой человек есть, точнее был. В Екатеринбурге, например, невероятный уровень флейты. Там был концерт, где одновременно на сцене находилось 36 флейтистов. Представляете? Это опять же связано с личностью! Я на всех уровнях об этом говорю, что нужно крайне внимательно всегда относиться к тем родителям, которые хотят, чтобы их дети учились музыке, и к тем педагогам, которые хотят учить. Это очень серьезно!

О Ростове-на-Дону

Когда я начинал по Советскому Союзу гастролировать, то Ростов оказался одним из самых слабых городов (имеет в виду с точки зрения популярности классической музыки  прим. ред.). Тогда по плану «Союзконцерта» (государственное концертно-гастрольное бюро  прим. ред.) я приехал в Ростов вместе с пианистом.

на сцене нас было двое, а в зале  трое.

Где мы играли, я не помню. Я тогда подумал: «Ну и ладно». И в следующий раз не приезжал. Собственно, никто и не звал особенно. А дальше постепенно-постепенно видите, во что это вылилось. Теперь в Ростове проходят музыкальные фестивали. И это мне очень приятно.

Знаете, приезжать в город, где я родился, всегда невероятно трогательно, даже если нет концерта или фестиваля. А из-за чего? Ну как же! Это же навсегда! Это никак не поменяешь!

Люди меняют страны или города, меняют семьи. Но поменять город, где ты родился, невозможно.

Да и не нужно, совершенно не нужно.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram и ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Новости smi2.ru

Новости партнеров