Кадр из фильма «Дюнкерк» // фото с сайта film.ru

В российский прокат выходит фильм «Дюнкерк» об эвакуации британских солдат во время Второй мировой войны в 1940 году  первая картина Кристофера Нолана, основанная на исторических событиях. Никакой фантастики, минимум компьютерной графики и ни одного актера, который затмил бы собой всех остальных,  как раз то, что нужно было для этого фильма, чтобы сделать его грандиозным.

Грандиозный «Дюнкерк» не только по форме, о чем спорить бессмысленно, но и по содержанию: то, как Нолан подошел к теме, позволяет говорить, что у него получился не только хороший блокбастер с головокружительной картинкой и одним из самых крутых звуков в современном кино, но и камерная драма о людях, которые просто хотели выжить. И в этом упрекнуть их совершенно невозможно.

1940 год. Более 400 тысяч британских солдат и союзных войск пойманы в ловушку на пляже в Дюнкерке, где их обстреливают и бомбят немецкие самолеты. Корабли для эвакуации тоже попадают под обстрел и тонут. Вывозить солдат решают на маломерных гражданских судах.

 

В этой сюжетной канве параллельно и одновременно в разное время (любимый парадокс Нолана со временем) развиваются три сюжетные линии на трех стихиях: на земле  сотни тысяч солдат, заблокированных и ждущих спасения, в воздухе  британская авиация с настоящими героями, на воде  не менее героические обычные люди на прогулочном судне, которые отправляются спасать оказавшихся в ловушке солдат. Первая линия занимает неделю, вторая  час, третья  день, но следит зритель за ними одновременно, переключаясь с одной на другую. Эффект погружения внутрь сюжета усиливает и тиканье часов, попавшее в музыкальное сопровождение (музыку писал знаменитый Ханс Циммер) и напоминающее нам о том, что время идет все быстрее и быстрее для тех, кто ждет на берегу. При этом диалогов в картине сравнительно мало, а повествование вначале кажется бессюжетным, что позволяет сделать вывод о том, что режиссер в первую очередь решил «заразить» зрителя теми чувствами, которые испытывает каждый герой «Дюнкерка», а только потом — «раскрутить» действие.

Еще одна особенность фильма в том, что Нолан обходится без образа врага: ни одного немца в кадре зритель не увидит, но и ни на секунду не забудет о его существовании — оглушительный рев пуль и торпед просто не позволит этого сделать. При этом «Дюнкерк»  не кровавое кино, где часть зала в некоторых эпизодах непроизвольно прикрывает лицо руками: ужас ощущается и без масштабных батальных сцен.

Фильм выглядит максимально реалистично во многом благодаря тому, что графика там сведена к минимуму: снимали настоящие самолеты и корабли, в том числе и те, которые помогали при проведении настоящей Дюнкеркской операции.

Снять шляпу стоит здесь перед оператором  Хойте Ван Хойтема уже работал с Кристофером Ноланом над «Интерстелларом».

И все-таки режиссера заботят конкретные человеческие судьбы, стоящие за «чудом Дюнкерка». Не зря все три камерные истории в этом масштабном эпосе представляют отличные актеры. В первом случае это перепуганные мальчики-солдаты с пляжа Дюнкерка, пытающиеся всеми способами выбраться из ловушки. Двоих из них играют дебютанты Финн Уайтхед и Гарри Стайлз. Последний, кстати,  участник популярного американского бойз-бэнда One Direction. Но, говорят, что Нолан узнал об его основной профессии уже после кастинга и утверждения на роль. Во второй истории  мистер Доусон (Марк Райлэнс), который вместе с двумя мальчишками на прогулочном судне отправляется в Дюнкерк, чтобы помогать эвакуировать солдат, в третьей  пилоты во главе (не по сюжету, а по смысловой нагрузке) с безымянным героем Тома Харди. Он весь фильм почти не снимает кислородную маску (только ленивый тут не вспомнит его Бэйна из «Темного рыцаря»), все время находится в кабине самолета и говорит всего несколько фраз, но стоит ему только снять очки и маску, как зал визжит от восторга — все-таки магически потрясающий актер. Звезды кино появляются в «Дюнкерке» и в других ролях. Так, Кеннет Брана играет адмирала, Киллиан Мерфи  солдата с нервным срывом, вынужденного вернуться в наводящий ужас Дюнкерк.

Многие скажут, что персонажи у Нолана слабо прописаны, у прекрасных актеров практически нет экранного времени и места в фильме, чтобы раскрыться. Но, кажется, в том и была задача  чтобы никто не выходил на первый план, а главным героем стала история, общая для миллионов людей. Поэтому и нет флешбэков в прежнюю, невоенную жизнь солдат, а Киллиану Мерфи «не дают» произнести какой-нибудь разрывающий душу пятиминутный монолог.

Кристофер Нолан не стал придумывать дополнительную мотивацию для героев в виде любимой девушки или незаконченного важного дела, а поставил во главу угла одно — каждый из героев «Дюнкерка» пытается либо спастись, либо спасти жизнь другому. И этого оказывается достаточно для сохранения более 300 тысяч жизней.

«Дюнкерк» — в прокате с 20 июля.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram и ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Новости smi2.ru

Новости партнеров