Выбирай!

Как вы выбираете ресторан для ужина? Интересуетесь у друзей или допытываетесь у официантов? Каждый раз пытаетесь найти новое уютное местечко или отдаёте предпочтение давно полюбившемуся? Можете не отвечать на эти вопросы, потому что в сущности, это не имеет никакого значения. Итог обычно один и тот же: когда вам, наконец, приносят заветное блюдо, вы заканчиваете бросать завистливые взгляды в сторону тарелки вашего спутника, тая в закромах сознания сожаление о выборе, который только что сделали.

Кстати, о ресторанах. В Лондоне существует заведение, которое процветает только благодаря тому, что имеет в своём меню только одно блюдо. Не является ли это доказательством того, что люди сегодня ошеломлены любым выбором, с которым они сталкиваются?

Конечно, мы и сами порой подталкиваем себя к счастливой возможности самостоятельного, как нам кажется, выбора, но у этой возможности есть и другая сторона. Идеология потребительства сегодня вездесуща и сопутствует росту тревожности и чувству собственной неполноценности среди потребителей. А эти чувства, в свою очередь серьёзно влияют на нашу способность делать выбор, который ведёт к социальным изменениям.

«Выбор всегда был неразрывно связан с чувством мучительного беспокойства» — писал Жан-Поль Сартр, — стоя перед этой пропастью, мы не должны бояться упасть вниз, и это все, что на этот момент должно быть у нас внутри».

 

Беспокойство возросло в разы, когда мы начали верить в то, что вся наша жизнь, в сущности, представляет собой корыстный, эгоистичный потребительский выбор.

Нам всегда пытались внушить, что мы сами выбираем свою жизнь, сами создаём своё тело, сами определяем путь, по которому будут двигаться наши дети. Но пока мы грелись в лучах фальшивых обещаний, мы забыли, что выбор, который мы делаем, иррационален хотя бы потому, что чаще всего он связан скорее с выбором других людей (а значит, является социально приемлемым), чем с нашими подсознательными мотивами. И мы забываем — или отказываемся помнить — что вместе с выбором приходят потери. Ведь отдав предпочтение одному направлению, мы уже не можем следовать другому. И так со всем: от дорожки для боулинга и до университета.

Идеология заставляет людей обратить свои мысли на самих себя. Нам говорят, что тщательно спланированный выбор принесёт нам желаемый результат — радость, уверенность, удовлетворённость — и в плюс к этому те неприятные чувства, с которыми мы сталкиваемся при утратах, риске и неопределённости, исчезнут.

Но, тем не менее, психоаналитики часто сталкиваются с тем, что многие их пациенты не могут определить причину чувства «голода». Они спрашивают себя: «почему я так несчастен, ведь я так аккуратен в своём выборе?»

Тревога и чувство вины, которые мы испытываем за свой выбор, и недостатки, с которыми мы сталкиваемся, — вот что является сегодня движущей силой потребительства и не даёт нам сделать шаг к социальным изменениям. В нашем социальном росте мы стали настолько замкнутыми, что теперь, делая выбор, даже не задумываемся о том, что могли бы способствовать трансформации общества.

Со времён просвещения общество и демократия были неразрывно связаны с идеями свободы и выбора. Тем не менее, сегодня мы и представить себе не можем, что имеем возможность сделать шаг к новому обществу. Даже во времена экономического кризиса мы можем видеть наше необратимое будущее как продолжение нашего настоящего. Но при этом наши аппетиты в политических выборах остаются неутомимыми.

 

Так, мы имеем меньше силы и возможности реального (нематериального) выбора, чем когда-либо, и, при этом, мы обучены винить самих себя за наше положение.

Опасность в том, что сегодня потребитель достаточно напуган, чтобы уметь быстро и почти не задумываясь делать выбор уже заранее сделанный за него другими людьми. И, кажется, каждый из нас нуждается в тренере, гуру, чья уверенность утешала бы нас в туманные времена неопределённости.

Решение состоит в том, чтобы смириться с изменчивостью, риском и непредсказуемостью. И с тем, что хотя выбор и имеет волшебное свойство менять все вокруг, мы не можем ни предопределить характер изменений, которые он принесёт, ни избежать потерь, который придут вместе с ними. И пока мы учимся жить с этими обстоятельствами, нам предначертано судьбой есть каждый день одно и то же.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Выставка «25», концерт памяти Егора Летова и «Василиса и Хранители времени» в кино: афиша

В Ростове открывается выставка к 25-летию ростовского отделения «Творческого союза художников России». Поколонники группы «Гражданская оборона» смогут посетить концерт памяти Летова с симфоническим оркестром. В кино для любителей сказочных историй фильм для всей семьи «Василиса и Хранители времени».

В Ростовской области растет число ДТП с участием детей

В Ростовской области растет общее количество ДТП, а также случаи детского травматизма на дорогах. Выросло число погибших и пострадавших на дорогах региона.

В Ростове родителей-убийц восьмимесячной дочери приговорили к 13 и 15 годам колонии

Ростовский областной суд приговорил Якова и Анастасию Майбороду к 15 и 13 годам колонии за убийство и расчленение малолетней дочери.

В Ростове сносят здание подшипникового завода ГПЗ-10

В Ростове на Малиновского сносят корпус подшипникового завода

В Ростовской области в 2024 году на 6,1% возросло число ДТП

В Ростовской области за восемь месяцев 20224 года увеличилось количество аварий. В общей сложности на дорогах региона погибли 328 человек.

В Батайске женщина потеряла почти 2 млн рублей из-за действий телефонных мошенников

Как рассказали в пресс-службе ГУ МВД России по Ростовской области, под предлогом защиты сбережений, мошенники, выдавая себя за правоохранителей, заставили женщину перевести все свои деньги на «безопасный счет». Пострадавшая 45-летняя женщина обра...

ЕЩЕ НОВОСТИ