Дэвид Финчер – один из немногих режиссеров, фильмы которого ждут с нетерпением и годами. Как только становится хоть что-либо известно о его новой работе, ценители киноискусства начинают отсчитывать дни до премьеры. Похоже, его картина «Исчезнувшая», — как раз тот случай, когда экранизация в очередной раз превзошла литературный источник.
Фильм снят по мотивам романа Гиллиан Флинн «Исчезнувшая», ставшего настоящим бестселлером. Для фильма Дэвида Финчера писательница сама написала сценарий с небольшими изменениями. Режиссер картин «Бойцовский клуб», «Семь», «Зодиак», «Девушка с татуировкой дракона», «Социальная сеть» (далее – все фильмы Финчера, потому что выбрать самые удачные не получается, все – потрясающие) на этот раз взялся рассудить: что значит брак для двух людей?
Пять лет супружеской жизни оставили отпечаток на паре нью-йоркских журналистов Нике (Бен Аффлек) и Эми (Розамунд Пайк). Оба теряют работу и вынуждены переехать в штат Миссури. Однажды Ник возвращается домой и не находит дома Эми. Супруга стала жертвой похищения? С этого момента Ник – один из подозреваемых в исчезновении (или убийстве?) всеми обожаемой милашки Эми.
Дальше о сюжете – ни слова. «Исчезнувшая» — как раз тот случай, когда неосторожно сказанная фраза может испортить вам все впечатление. Конечно, фильм хорош, с какой стороны ни посмотри, и все-таки его главное достоинство – непредсказуемость – та конфета, которую Финчер заворачивает в упаковку своей блестящей режиссуры.
И еще: будьте уверены, «Исчезнувшая» — тот фильм, который хочется выучить наизусть, посмотрев десяток раз. Как и «Бойцовский клуб».
Словно пультом Финчер переключает внимание зрителя с повествования о ходе расследования, пресс-конференций с просьбами помочь в поисках Эми на флешбэки, которые рассказывают нам о счастливых (и не очень) моментах жизни супругов.
Сама организация поисков Эми выглядит как фарс: бесконечные приемы, акции, значки с ее изображением.
Причина в том, что женщина когда-то выступила прообразом Супер-Эми — образцовой девочки, героини детских книжек, на которых успешно зарабатывали ее родители.
Получается этакая игра внутри игры. Актеры не просто играют для зрителя, но и героям приходится изображать перед друг другом не тех, кем они на самом деле являются. В этой связи особое значение имеют масс-медиа: после пропажи Эми герою Бена Аффлека сразу предлагают провести пресс-конференцию, выпуски новостей становятся почти фоновым сопровождением фильма, а у дома Ника постоянно дежурят репортеры. Получается, что жизнь Ника и Эми, как и других людей, вовлеченных в эту историю, — всего лишь постановка, свидетелями которой становятся все, кто только пожелает. Достаточно просто щелкнуть пультом и включить телевизор. Здесь Финчер – еще и классный сатирик. Про такие фильмы говорят: «Это — про сейчас».
Две части фильма выдержаны абсолютно в разных стилях. Первая – фарсовая, пародийная, нарочито наигранная. И даже детектив, расследующий дело об исчезновении Эми, проводит осмотр места происшествия, не выпуская из рук стакан с кофе. Вторая часть – удачно замаскированная (но от этого ничуть не испорченная) под триллер настоящая драма.
Неслучайно фильм открывает сцена, в которой закадровый голос главного героя рассуждает о том, что был бы не против вскрыть череп своей возлюбленной, пытаясь понять, о чем она думает.
Не беспокойтесь: выражение скорее метафорическое, хотя и в натуралистичности сценам «Исчезнувшей» не откажешь.
При этом Финчер остается собой, используя свои проверенные приемы: неспешная манера повествования, цвета (вы увидите излюбленные Финчером серый, глубокий зеленый и грязно-коричневый), внимание к мелочам. В кадре все играет роль – ручка, цвет чернил, рубашка главного героя. Кстати, как-то Бен Аффлек сказал о Финчере: «Он единственный режиссер из всех, что я знаю, который может выполнить чью угодно работу лучше тех людей, которые ей занимаются». Ходит байка, что однажды на съемочной площадке актер слегка изменил настройки камеры, поспорив с кем-то из съемочной группы, что Финчер ничего не заметит. Но когда начались съемки, режиссер сразу спросил, почему изображение выглядит по-другому.
В течение двух с половиной часов (хронометраж поистине необычный для триллера о пропаже человека), пока идет «Исчезнувшая», вы будете чувствовать себя не просто зрителем в кинотеатре, а, как минимум, сотрудником полиции, который расследует таинственное исчезновение, или добровольцем, участвующим в поисках.
Похоже, Финчер — как раз тот режиссер, который, что называется, «раскрывает» актеров. В конце концов, роль Тайлера Дердена стала для Брэда Питта не то чтобы путевкой в известные актеры, а скорее возвысила его до самых вершин актерского мастерства. Кто-нибудь помнит хоть одну сильную работы Розамунд Пайк? Образ Эми, безусловно, попадет в мировую коллекцию самых противоречивых и сложных киногероинь. А кто-нибудь видел Бена Аффлека не в роли красавчика с одним и тем же выражением лица? После «Исчезнувшей» список ваших любимых актеров вполне может пополниться Аффлеком, который мастерски сыграл нервного, загнанного в угол героя.
Все это превращает «Исчезнувшую» в один из лучших фильмов года. В конце концов, все мы любим разгадывать загадки. Особенно — если они касаются мыслей наших избранников.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.