За последние пару лет в Ростове закрылось несколько популярных антикафе — «Улей» на Большой Садовой, Jeffrey’s Coffee на Университетском и «Free Дом» на Горького. Мы решили разобраться, с какими трудностями обычно сталкиваются владельцы таких заведений, можно ли заработать, продавая время, и есть ли будущее у концепции свободного пространства.
Как появились антикафе
Идея создать свободное пространство, или так называемое антикафе, родилась семь лет назад у писателя Ивана Митина. Концепция заведения довольно простая — посетители платят за проведенное в кафе время, а еда, интернет и настольные игры входят в стоимость.
Первым подобным заведением стал «Дом на дереве», который Митин открыл в Москве в 2010 году. Правда, тогда каждый платил не за какой-то точно отмеренный отрезок времени, а в формате «pay-what-you-can» — столько, сколько мог или считал нужным.
Уже через год появилось первое в мире заведение в формате свободного пространства — известный как по России, так и за рубежом «Циферблат».
А еще через два, в 2014 году, количество антикафе по миру составило больше нескольких сотен.
Как правило, антикафе представляет собой достаточно просторное помещение с множеством столов, ярким светом и спокойной атмосферой. Люди нередко приходят туда поработать или собираются с друзьями поиграть в настольные игры.
По сути, пространство выполняет несколько основных функций — рабочую, развивающую, развлекательную и творческую.
Еще пять лет назад популярность антикафе связывали с потребностью самовыражения. Помимо тихого места для работы и отдыха от будничной суеты, многие пространства устраивают мастер-классы и творческие вечера. Именно поэтому для того, чтобы проект был успешным, необходимо не забывать обо всех функциях пространства, уверены представители антикафе. О том, как важно не забывать о разносторонности своего заведения, рассказывает, в частности, маркетолог свободного пространства «Циферблат» в Ростове Катерина Ляхова: «Людям нужны мероприятия, интересный контент. Недостаточно просто купить настольные игры и чай. Мы очень много работаем для того, чтобы оставаться интересными».
С какими проблемами сталкиваются тайм-кофейни
Проблемы у владельцев антикафе, как правило, делятся на две группы — финансовые и организационные. В 2012 году первое в Ростове антикафе «Улей» в самом центре города открыл Игорь Пугач-Рапопорт. Однако свободное пространство закрылось уже в 2014. «Арендодатель поставил нереальные требования по оплате, после того как три года мы у него проработали», — рассказал учредитель заведения.
По финансовым причинам, предположительно, закрылась и другая тайм-кофейня Ростова — Jeffrey’s Coffee. Когда антикафе только открылось, мы поговорили с владельцем заведения Дмитрием Савельевым. Тогда он рассказал о затратах на открытие пространства: «Общий вклад около 2 150 000 получился, из них 265 000 — франшиза». Он также отметил, что окупаемость Jeffrey’s Coffee — 1,5–2 года, а в первый месяц заведение и вовсе вышло в ноль, хотя обычно заведения подобного формата первое время работают в убыток. Несмотря на положительные тенденции развития и удобное месторасположение рядом с несколькими корпусами университета, в марте 2017 года в кофейне провели прощальную вечеринку. СМИ отметили, что к закрытию заведения привели именно финансовые проблемы. Получить комментарий у самого Дмитрия Савельева не удалось.
В центре города есть и другое популярное свободное пространство — «Дом Бородача» на Большой Садовой. Особенность заведения заключается в том, что там желающие смогут заказать кальян — нехарактерный для антикафе атрибут. Как правило, кальяны и алкоголь в свободных пространствах не приветствуются. «Необходимо следить за желаниями людей и стараться быстро внедрить это у себя. При этом важно не терять собственную концепцию. Мы стараемся прислушиваться к желаниям посетителей. Например, много раз слышали от гостей „были бы у вас нарды…“, „хорошо бы чего-нибудь холодненького“. Купили нарды, поставили холодильник с напитками. Кажется, мелочь, а гостям приятно. Еще у нас в стоимость входит кальян. Это, конечно, очень привлекает посетителей», — рассказала соучредитель свободного пространства «Дом Бородача» Ксения Ковалева.
Проблема, по ее мнению, зачастую заключается и в отношении молодых предпринимателей к этому бизнесу. Эксперт говорит о том, что важно понимать, что это скорее бизнес «для души» и много на этом не заработаешь.
«Некоторые, наверное, разочаровываются в размере прибыли и закрываются. Но главная проблема — отсутствие своего „лица“ и какой-то изюминки, из-за которой люди пойдут не к тебе, а к твоим конкурентам. У нас есть своя атмосфера, из-за этого у нас много постоянных посетителей», — добавляет соучредитель «Дома Бородача».
О том, что важно слышать своих гостей и понимать, что им нужно, говорит и маркетолог свободного пространства «Циферблат» Катерина Ляхова: «Чтобы оставаться на рынке и быть популярными, мы должны много работать, предвосхищать желания и потребности нашей аудитории. Если мы перестанем думать, мы перестанем быть „Циферблатом“».
Сети свободных пространств «Циферблат» удалось создать довольно успешный бизнес. Сами они признаются, что их цель — открыть 1000 «Циферблатов» в мире до конца 2025 года. Уже сейчас «Циферблаты» можно посетить не только в городах России, но и за границей — в Любляне, Лондоне, Манчестере, Улан-Баторе и Киеве. Что касается формата франшизы, единовременный платеж для открытия пространства составит 350 тысяч рублей для СНГ и 10 тысяч долларов для партнеров из зарубежных стран. С момента появления франшизы, как утверждают на сайте, не закрылся ни один «Циферблат».
«Суть нашего свободного пространства — не в оплате за время. Мы можем рассчитать примерный чек за стоимость кофе, чая и сладостей и поставить ее в качестве оплаты за вход, точно зная, что люди все равно придут к нам. Смысл нашей площадки в мероприятиях, которые мы создаем, в их уникальности», — отметила Катерина Ляхова.
Есть ли у концепции будущее
Еще в 2012 году, когда открывалось одно антикафе за другим, говорили о том, что концепция быстро себя изживет. Многие пространства, действительно, закрывались вскоре после того, как только начинали работу. К этому приводило отсутствие четкого бизнес-плана, стабильного финансирования или уникальности предлагаемых гостям услуг.
Однако люди, которые уже много лет довольно успешно занимаются развитием свободных пространств, не считают, что сама концепция поминутной оплаты устаревает. «По-прежнему актуально желание людей посидеть в каком-нибудь уютном месте без навязчивого сервиса и необходимости что-либо заказать. Но сейчас люди хотят еще больше развлечений — от игровых приставок до мастер-классов и прочих мероприятий», — говорит Ксения Ковалева.
Потому, вероятно, самым популярным и посещаемым свободным пространством Ростова остается «Циферблат». Именно там регулярно проводят музыкальные концерты, лекции и мастер-классы. «Мы генерируем новые мероприятия, ищем и приглашаем к нам хороших спикеров. Именно мы привели в Ростов практику проведения „Ресторанных дней“», — рассказывает Катерина Ляхова. Фестиваль еды проводится в свободном пространстве четыре раза в год. В этот день рестораторы и кулинары Ростова открывают на площадке «Циферблата» однодневные ресторанчики, проводят мастер-классы и читают лекции. «Циферблату» удается быть не просто местом, где можно несколько часов поработать за компьютером или поиграть в «Мафию»: свободное пространство стало культурным центром нового формата, уверены в заведении.
Свободные пространства — формат, который трансформируется под требования посетителя. Кофейня выступает и как коворкинг, и как место для самовыражения, и как культурный центр. Именно многозадачность и уникальность пространства, а не поминутная оплата, стали основной чертой свободных пространств, говорят эксперты.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.