Оперетта «Цыганский барон» последний раз исполнялась на сцене Ростовского музыкального в 2005 году, а ранее с большим успехом много лет шла на сцене Ростовского театра музкомедии. Новая версия спектакля получилась на стыке жанра оперы и оперетты и приобрела большую сложность и глубину, но, в то же время, сохранила живость и яркость, характерные для постановки советских лет.
Автор оперетты «Цыганский барон» Иоганн Штраус-младший был сыном известного композитора, дирижера и скрипача Иоганна Штрауса-старшего. Правда, отношения между ними складывались не просто, они были соперниками на музыкальном поприще. Победа досталась сыну.
Бриллиантами в творчестве австрийского композитора были вальсы, а вот среди 15 оперетт в настоящее время популярностью пользуются только две: «Летучая мышь» и «Цыганский барон».
«Вообще к этой работе Штраус прикоснулся незадолго до своего 60-летия, то есть это был уже зрелый автор почти 400 опусов и король вальса, — рассказывает художественный руководитель Ростовского музыкального театра Вячеслав Кущев. — И вот он захотел обратиться к серьезному жанру, мечтал создать оперу, но автор венгерской новеллы «Саффи» (это произведение легло в основу будущего либретто «Цыганского барона» — прим.ред.) Мор Йокай и работавший над либретто журналист и писатель Игнац Шницер заключили без обсуждения с композитором договор со знаменитым венским опереточным театром «Ан дер Вин», и Штраусу ничего не осталось, как начать адаптировать материал к жанру оперетты».
В результате появился «Цыганский барон» — не оперетта в привычном смысле, но и не опера. С течением времени во время постановок из произведения Штрауса начали убирать целые музыкальные куски, так как ряд вокальных партий были слишком сложны для артистов опереточных театров.
Как отмечает музыкальный руководитель и дирижер спектакля Алексей Шакуро, именно «Цыганский барон» был первым произведением, которое он в 2000 году дирижировал в Ростовском музыкальном. Также маэстро дирижировал оперетту «Цыганский барон» и в Минском музыкальном театре.
«Хочу отметить, что есть существенная разница в этих спектаклях, и заключается она в том, что мы постарались как можно полноценнее, как можно масштабнее представить партитуру Штрауса. Как правило, во время постановок этой оперетты серьезно купируют ряд музыкальных номеров. Режиссер спектакля Павел Сорокин хотел в нашем спектакле как можно полнее представить эту партитуру, сохранив музыкальную драматургию. – отмечает дирижер. — Целые пласты музыкального материала Штрауса никогда не исполнялись на всем постсоветском пространстве».
Также дирижер добавил, что в новой поставке кроме ранее купированных музыкальных частей «Цыганского барона» добавлена музыка из других произведений композитора: танцевальный номер из оперетты «Рыцарь Пасман» и фрагменты его вальсов.
«На сцене одновременно присутствует 80 человек, что нехарактерно для оперетты»
Главный режиссер спектакля Павел Сорокин признается, что драматургическое решение для «Цыганского барона» было непросто найти.
«Для подготовки либретто мы использовали пять вариантов пьесы, в том числе и драматургию, которую хотел использовать Штраус. Но дело в том, что сюжет там намного более тяжеловесный, главный конфликт оперетты по ходу развития спектакля меняется с любовного на патриотический. Мы же решили, что полностью отходить от полюбившегося зрителем сюжета из кинофильма Окунцова и советской оперетты не будем. – делится Сорокин. – В нашем «Цыганском бароне» мы пытались объединить и старую драматургию, и советское наследие. В результате получился такой коктейль из нескольких разнонаправленных драматургических линий, которые мы постарались объединить в одну, и я думаю, что и зрители, которые хотят получить порцию ностальгии, и зрители, которые хотят услышать и увидеть новое — все получат в итоге то, что ищут».
В основе сюжета нового спектакля Ростовского музыкального театра «Цыганский барон» лежит история поиска клада барона Баринкая, которая затем сменяется несколькими любовными линиями — Шандора Баринкая и цыганки Саффи, а также работника Оттокара и дочери свиноторговца Арсены. Но затем появляется еще одна драматургическая линия — война ради интересов Венгрии.
Художник- постановщик спектакля Сергей Новиков рассказал, что идея сценографии для будущего спектакля пришла к нему неожиданно.
«Я был в Павловске под Петербургом. Там, где когда-то была встреча российской публики со Штраусом (с 1856 года в течение 10 лет Иоганн Штраус в летние месяцы выступал с концертами в Павловске – прим.ред.). И почему-то мне пришла в голову такая история, что Штраус — это очень железнодорожный композитор. И в голове сразу соединилась идея, что он композитор дороги и пути, и, вместе с тем, и цыган, которые всегда находятся в движении. В постановке всю эту историю мы объединили вокзалом: местом, где люди встречаются и расстаются».
По мнению всей художественной труппы, работавшей над созданием «Цыганского барона» в Ростовском музыкальном, этот спектакль точно сможет улучшить настроение зрителей.
«Цыганский барон» — это оперетта необычная, не только потому, что ее автор задумывал изначально как оперу, а потому, что она поднимает такие вопросы, которые волнуют человека в любое время. Это вечные вопросы патриотизма, чести и, конечно, любви, которая на фоне всех происходящих событий претерпевает всевозможные изменения, преодолевает препятствия, но в конечном итоге все заканчивается самым лучшим образом», — подытоживает главный режиссер-постановщик спектакля Павел Сорокин.
Премьеру оперетту «Цыганский барон» ростовские зрители смогут увидеть на сцене Музыкального театра 29, 30 и 31 октября, а также 5 и 21 ноября.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.