Сергей Прокофьев начинал писать «Золушку» в довоенном 40-м году, а закончил почти в конце Великой Отечественной. Сказочный легкий сюжет дополняется плотной, многослойной музыкой гениального композитора. В версии Ростовского музыкального театра этот балет рассчитан для просмотра всей семьей.
Сказочный балет в не сказочное время
Написать балет на тему всемирно известной сказки Сергея Прокофьева попросило руководство Кировского (Мариинского театра). Сначала шли переговоры о балете «Золотой Ключик», затем появилось название «Снегурочка», но в итоге выбор пал на историю бедной девушки, ставшей в итоге женой принца.
Прокофьев начал писать клавир и партитуру «Золушки» в 40-м году, к осени 1941-го должен был уже закончить работу над спектаклем, но помешала война. В результате Кировский театр эвакуировали в Пермь, потом не могли найти постановщиков для «Золушки», и в итоге новый балет великого композитора поставили уже в Большом театре в Москве в 1945 году.
К сожалению, тогда балетмейстер и дирижер существенно перекроили балет — утяжелили оркестровку, вырезали часть музыкальных сцен и наполнили сценографию немыслимыми пышными декорациями. Оригинальная оркестровка вернулась в спектакль уже на сцене Кировского театра в следующем, 1946 году.
После этого балет ставили в самых разных театрах мира. В России в 2001, 2002 и 2006 «Золушка» претерпела массу метаморфоз — изменялся сюжет, время повествования, добавлялись новые действующие лица.
Ростовский музыкальный театр в 2022 году не стал идти по пути изменения канонического сюжета и принципов классического балета ради собственной ультрасовременной трактовки «Золушки» Прокофьева.
«Отложенная на время сложная хореографическая задача»
Художественный руководитель Ростовского музыкального театра Вячеслав Кущев признается, что балет «Золушка» планировали выпустить еще год назад.
«Эту работу мы хотели сделать в 2021 году. Но мы все пережили непростые времена пандемии, и были творческие поиски. И мы вышли на финал этой работы в таком составе. Очень хочется верить, что это будет один из самых красивых спектаклей», — отметил худрук театра.
Хореограф-постановщик спектакля Иван Кузнецов отмечает, что задача перед ним стояла сложная: несмотря на простой и известный всем сюжет сказки «Золушка», музыка Прокофьева для этого балета достаточно сложная.
«Для любого хореографа это — испытание. Сделать лаконичный, гармоничный балет, который будет правильно рассказывать историю и, при этом, не вносить диссонанса между музыкой и хореографией, декорациями, светом. Мы делаем классический спектакль в традициях русского театра, большие кордебалетные танцы и развернутые, понятные мизансцены, яркие сольные монологи», — рассказывает Кузнецов.
Действительно, музыка «Золушки» — не самая легкая и воздушная, но при этом она обладает магической глубиной, которую важно передать в танце.
С непростой хореографической задачей отлично справились Золушка в исполнении Анастасии Сапрон, принц (Игорь Кочуров), сестры Злюка и Кривляка (Наталья Хамитова и Вита Мулюкина).
Особенно интересно и забавно было наблюдать за выходками и дерганой намеренной хореографией двух сестер.
Яркие костюмы, легкая тыква и волшебные мышата
Сценография спектакля сразу переносит зрителя в волшебный мир — вот темный и мрачный дом Золушки, ее мачехи, отца и злых сестер. Оживляют обстановку только веселые друзья доброй девушки — маленькие мышата.
Конечно, такие персонажи сразу делают акцент на том, что балет — семейный, добрый, интересный для самых маленьких зрителей.
Декорации на королевском балу во втором акте балета, в противовес дому Золушки, наполнены светом, блеском и роскошью. Красивые колонны не дадут усомниться: это место обитания настоящего Принца.
Во время подготовки к балу, старая фея превращается в молодую девушку, одетую в красивое платье. Также изящно одеты и помощницы волшебницы, и дамы, и джентльмены на балу.
А вот платье Золушки вызывает некоторые вопросы. Оттенок чрезмерно ярок, глазам будто бы хочется увидеть что-то более нежное на юной главной героине. При этом само платье скромно оформлено, хотя именно внешний вид Золушки так привлек всех гостей королевского бала.
Стоит отметить, что спектаклю в целом присуща яркость и жизнерадостность — это и легкая тыква, и прекрасные блюда с солнечными апельсинами, и красочные световые декорации.
Непорочность сказочного мира грез нарушает только бой курантов: его стрелки вращаются с неумолимой быстротой, разрушая старый мир для того, чтобы дать возможность родиться новому.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.