В Ростовском музыкальном театре 160-ая премьера — балет «Фея кукол» на музыку известного российского композитора Игоря Левина. Осенний парад премьер театр начал с семейного, доброго балета, в котором авторы дискутируют не только о вечных вопросах о добре и зле, но и о роли современных технологий в жизни человека.
Одноименный балет в конце XIX века создал австрийский композитор Йозеф Байер. Это был одноактный балет, где действие происходило в лавке кукол, где их продавалось великое множество и на любой вкус, но самой красивой из них была Фея кукол.
Сохранив название, художественная труппа театра таким образом отдала дань Байеру, хотя ростовский балет получился и более продолжительным — два акта, и очень современным — здесь не история игрушек в лавочке XIX века, а некое безвременье где обычные мягкие и заводные игрушки, ярмарочные палатки соседствуют с гаджетами.
Мечта: сочинить музыку для балета
Автором музыки для балета стал известный композитор Игорь Левин. Он с воодушевлением взялся за работу: по признанию Левина еще с консерваторских лет он мечтал написать балет, но не случилось.
Сначала руководство Ростовского музыкального театра попросило Левина добавить, дописать еще один акт к балету Байера, но такое предложение композитору не пришлось по душе.
«Естественно, я бы одно отделение не писал другому композитору, произведение которого идёт 150 лет на сцене. Тогда бы пришлось или остаться или в тени, или „убить“ того композитора, который написал ранее. Я бы не пошёл на это. Поэтому я предложил Ивану Леонидовичу Кузнецову (хореографу-постановщику балета „Фея кукол“ — прим.ред.): давайте так решим — я вам покажу, напишу два номера и если понравится, то буду и дальше с удовольствие работать. Так и получилось», — отмечает композитор.
Кинематографичность хореографии

Автором либретто и хореографом-постановщиком выступил главный балетмейстер театра Иван Кузнецов. Сказочные «Золушка», «Коппелия», «Шехерезада» дополнились новым балетом, в которым главные персонажи — куклы и мягкие игрушки.
«Тихий Дон» рождался у нас в муках, очень тяжело, но результатом мы остались более чем довольны, тогда как спектакль «Фея кукол», наоборот — мы с артистами сочиняли и интерпретировали музыку Игоря Марковича Левина с большим-большим удовольствием. Поэтому мое маленькое дело было не помешать этой всей красоте танцами, хореографией. Мы с этим, кажется, справились. Получились некоторые даже удачные номера», — шутит постановщик.
Балет поистине кинематографичный, понятный и последовательный. В нем все танцевальные движения подчинены сюжету, поэтому маленьким зрителям будет легко воспринимать новый балет Ростовского музыкального.
Особенность и бонусы «Феи кукол»

Иван Кузнецов отмечает: у балета два разных акта. Первый — пантомимный, второй — хореографический. В первом акте используется писанные декорации, а во втором — жесткие. В «Фее кукол» театралы увидят много пасхалок — это и отсылки к сказочному балета «Коппелия», а также к балетам «Жизель», «Лебединое озеро».
Задача хореографа была добавить юмор в спектакль. Хотя есть там и совсем невеселые сцены: на главных персонажей среди игрушек — Мишку и Зайку нападают плохиши и даже отрывают ушко у Мишки.
ИИ против мягких игрушек из прошлого

Один из главных конфликтов в «Фее кукол» — очень современный. Это — цифровая зависимость взрослых и детей от гаджетов. Именно из-за подаренного Феей кукол телефона девочка Ди оставляет своего лучшего друга — плюшевого медвежонка на лавочке и вспоминает о его пропаже только дома.
Постановщик спектакля Иван Кузнецов отмечает, что ИИ таит в себе как пользу, так и угрозы: например, афишу к спектаклю создавали с помощью ИИ.
«Но его все равно нужно подправлять. Те, кто с ИИ хорошо взаимодействуют, они знают об этом. Слава богу, искусственный интеллект пока очень коряво создает хореографию, иначе я бы уже был безработным, наверное. Потому что эти балерины с тремя ногами… Это все смешно, конечно, но мы не знаем куда же ,в конечном итоге, доведет развитие искусственного интеллекта, потому что, как вы знаете, много в это вкладывается и правительствами стран, и частными компаниями», — рассуждает хореограф.
По мнению Игоря Левина пока настоящим творцам бояться искусственного интеллекта не стоит.
«Чем отличается талантливый художник, музыкант, режиссер, композитор от ИИ? У этих людей есть собственное мировоззрение, уникальное. И такому мировоззрению нет аналогов. А ИИ может сделать под кого-то — музыку под Моцарт или Брамса, например. А если я начну писать по Байер, то все равно мои произведения будут так или иначе похожи на меня», — поясняет композитор.
Добрая и немножко комичная сказка

Хореография в некоторых номерах премьерного балета балансирует на грани трогательного и комичного — как в танце Мишки и Зайки. Или же это настоящее искусство когда на сцену выходит Фея кукол. Впечатляют и похожи на сцены из мюзикла сцены танцев кукол и солдатиков после того, как у них появились зонтики и ружья.
Музыка Игоря Левина в «Фее кукол» живая, веселая и радостная. Сценография Дарьи Самороковой и костюмы Натальи Земалиндиновой — сказочные, главные персонажи — добрые, светлые и нежные. Свет вместе с яркими костюмами жителей, кукол, солдатиков погружает зрителей в волшебную и даже новогоднюю атмосферу. И, конечно, настоящая дружба обязательно окажется важнее, ценней и дороже, чем неживые гаджеты
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.













