Опера «Аида» была создана великим композитором Джузеппе Верди в 1871 году. Это позднее творение мастера стало настоящим украшением мировых оперных площадок. Ростовский музыкальный театр долго шел к постановке сакрального полотна Верди. И в версии создателей нового спектакля, история любви и долга в древнем Египте представляется как соединение нескольких миров — материального, духовного внутри человека и надчеловеческого, вечного, божественного.
Жизнь Джузеппе Верди была полна испытаний: бедность, неудачная попытка поступить в консерваторию, смерть обоих детей и любимой супруги. Конечно, все это отложило отпечаток на личности композитора, но именно эти испытания помогли ему добиться глубины в созданных им бессмертных музыкальных образах.
По словам режиссера-постановщика «Аиды» Павла Сорокина, изначально Верди не особенно хотел писать эту оперу.
«Когда работали над оперой, было ощущение, что Верди мстил за все. В „Аиде“ — сложнейшие партии для певцов. Вроде бы это массовая опера, но при этом все хоры написаны в партитуре закулисно, и только однажды, в финале второго действия, на сцену сразу выходят три хора», — отметил Павел Сорокин.
При этом «Аида» — интимная опера, так как большая часть действия завязана на трех персонажах. И, конечно, на древнеегипетской магии божеств, но божеств безмолвных.
«Постарались найти решение, чтобы опера и в современном времени не лишилась актуальности. Мы попытались передать органичные взаимоотношения людей, сделать сюжет спектакля понятным для зрителей. Что же касается сценографии, то очень хотелось не скатываться в туристические картинки Египта — пирамиды, сфинкс итд», — рассуждает Сорокин.
«25 лет „Аида“ былА где-то в сердце Ростовского музыкального театра»
В 2023 году известный российский художник-постановщик Сергей Новиков работал в Ростовском музыкальном театре над постановкой «Царская невеста» Римского-Корсакова. На этот раз мастер представил свое видение оперы на итальянском языке с египетским колоритом.
«„Аид“ огромное количество. И в каждой второй постановке фигурирует пирамида. Пирамида разъехалась, съехалась, развалилась, кто-то залез на пирамиду. Таких шаблонов в виде пирамид и сфинксов мы хотели избежать. Фигуры живут сами, а люди живут под ними. И с фигурами ничего так и не произойдет в итоге… Они видели все: разрушения, французов, арабов, эфиопов и сейчас видят русских туристов», — прокомментировал художник-постановщик.
Гигантские статуи древнеегипетских богов живут своей жизнью, в которой не бывает никаких потрясений, страданий и радостей. Внизу же борются за свое счастье пленная рабыня — эфиопская царевна Аида, храбрый полководец, влюбленный в Аиду — Разамес и дочь египетского фараона Амне́рис, безнадежно влюбленная в Разамеса. Борьба за счастье в европейском понимании не увенчается успехом — Аида и Разамес будут погребены заживо. Но для древних жителей Египта и Эфиопии жизнь земная — всего лишь ступень к совершенному миру и настоящей радости, которая возможна только в загробном мире.
Хореографом-постановщиком спектакля выступил Ярослав Францев (хореограф-постановщик, работающий на стыке современного танца и пластического театра — прим.ред.).
«Балетная труппа сначала побаивалась такого объема работы и взаимоотношений со мной, таким неклассическим постановщиком, но думаю, что мы прекрасно справились. Получилась цельная работа, которая, дай Бог, не один год будет радовать зрителей Ростова и не только Ростова», — отметил Францев.
Премьеру оперы великого Верди зрители смогут увидеть 29 ноября текущего и 17 января уже следующего года.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.