В Ростовском музыкальном театре к 120-летию Михаила Шолохова — большая премьера. Хореографическая драма «Тихий Дон. Мелехов» на музыку Леонида Клиничева. Постановка получилась масштабная и зрелищная — под стать великому роману Шолохова.
По словам художественного руководителя Ростовского государственного музыкального театра Вячеслава Кущева в постановке ни за два, ни за три, ни за четыре часа нельзя охватить четыре тома «Тихого Дона».
«Творческая группа внесла предложение — не следовать в хронологическом порядке за романом Михаила Александровича, а вычленить нечто главное. На сцене будет плюс -минус 300 человек, — рассказывает Кущев — Мы честно обозначили жанр как хореографическая драма. Вообще я думаю внести предложение назвать музыкально-хореографической драмой этот спектакль».
Дирижер-постановщик спектакля Михаил Грановский называет это русской музыкой из-за главенства русского мелоса. Композитор Леонид Клиничев использует стилизации, русские и казачьи песни.
«Эта версия кардинально отличается от первой версии «Тихого Дона», здесь много новых номеров, музыка по-другому оркестрована, добавлена огромная партия хора. Видно и слышно, что композитор кардинально переработал этот материал…
Я бы так сказал: одна линия, на мой взгляд, в этом сочинении идет от Свиридова как русского композитора, а другая линия — от Хачатуряна, Прокофьева, Шостаковича. Большое удовольствие было работать с этим материалом. Здесь вы услышите заупокойные православные песнопения, молитва „Отче наш“, гимн „Боже, царя храни“ и многое другое», — отмечает дирижер.

По словам режиссера-постановщика спектакля Павла Сорокина основной мыслью произведения является понимание — все конфликты и коллизии пройдут и люди вернуться к миру.
«Еще одна мысль — круг жизни никогда не заканчивается, он бесконечен. Я говорю о рождении ребенка и продолжении рода, об уважении к ушедшим и памяти о тех людях, кто жил до нас. Казачий круг — это тот же своеобразный круговорот жизни», — отмечает Сорокин.
Хор в спектакле играет значительную роль. Он будто живой организм и само олицетворение эпохи говорит со зрителем на языке песни.
«Что такое роман? Это слово. Роль хора — в донесении этого слова. Как правило хор — это действующее лицо в окружении героев. Наша задача донести тот колорит, в котором находятся герои. Слово сложное, это народная речь. Она не всегда сейчас может быть понятна. И в помощь зрителю пущена строка», — отмечает хормейстер-постановщик Елена Клиничева.
Художником-постановщиком спектакля стал народный художник России Вячеслав Окунев.
«Нам хотелось сделать спектакль современным, потому что в театре сейчас есть современные выразительные средства, технологии и зритель у нас совершенно новый. Поэтому задача стояла очень сложная. Музыкальный материал абсолютно новый, потому что произведение дописывалось уже при выпуске спектакля. Оно интересно тем, что решено в жанре полистилистики, где есть опера — это хор, где есть балетная пластика, где есть видеоарт, где есть свет почти мюзиклового характера», — делится Окунев.

В итоге было принято решение сделать декорации в стиле начала XX века — с элементами конструктивизма и суперматизма.
Спектакль «Тихий Дон. Мелехов» насыщен кинохроникой — кадры Первой мировой, событий 17-го года и Гражданской войны мелькают перед зрителями. Они выступают третьим действующим лицом наравне с хором и балетом. А четвертым является музыка. Масштабная, величественная, яркая как и герои «Тихого Дона».
Премьерные показы спектакля состоятся 30 и 31 мая, а также 1 июня.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.