В Ростовском областном музее изобразительных искусств (РОМИИ) открылась выставка картин Валентины Диффинэ-Кристи «Свет и воздух», которая работала в авторском стиле — так называемом «духовном импрессионизме». Посетители смогут увидеть 35 работ художницы периода творческого поиска — с 50-х до начала 90-х годов ХХ века.
Выставки Валентины-Диффинэ-Кристи организует наследник ее творчества, историк Иван Хотинский, который был другом семьи художницы.
«Когда она умерла в 2010 году, я написал в 70 музеев и 50 из них сразу откликнулись провести выставку и иметь ее картины в своих собраниях. А после первой выставки ее памяти в Москве, картины Диффинэ-Кристи попали в Третьяковскую галерею, — рассказывает Хотинский. — Я организую выставки по всей России в течение10 лет, и за это время больше 100 работ попало в музеи России».
Передвижная выставка Диффинэ-Кристи побывала уже в Комсомольске-на-Амуре, Владивостоке и Алтае. В Ростов она приехала из Елабуги и дальше двинется по югу России: в Краснодар, Сочи и Ставрополь.
Валентина Диффинэ-Кристи родилась в 1918 году в Москве, в 1937 году окончила Московское художественное училище, затем в 1952-м году Московский художественный институт.
Самобытный стиль художница нашла к 60-м годам — эта легкость, воздушность, когда предметы и люди на ее картинах будто бы не имеют четких очертаний. Цвет как основное выражение художника в живописи в работах Диффинэ-Кристи дополняется другими выразительными средствами — воздухом и светом.
«Манера, в которой работает художница, связана с теми открытиями, к которым пришли в начале XX века живописцы: разложение цвета, чистота раздельных мазков, благодаря которым создается единое впечатление, — рассказывает Антонина Нарижняя, заместитель директора по науке РОМИИ. — Диффинэ-Кристи создает как бы вибрирующие ощущения материи. Она лишает объекты на своих картинах плотности, тяжести. Отсюда и идет восприятие того, что ее работ наполнены воздухом. Каждый предмет, отдаляясь, теряет очертания. Художник дает возможность трансформировать материальный предметный мир, напоминая и делая акценты, заставляя посмотреть и увидеть то, что находится за видимой оболочкой».
По словам Хотинского, художница исследовала различные направления в живописи: «В творчестве Диффинэ-Кристи есть и от Сера, и от Синьяка (французские неоимпрессионисты — прим.ред), много от Матисса, от Гогена и группы «Наби» (парижское творческое объединение художников конца ХIX- начала XX века -прим.ред.). Конечно же, и Клод Моне как родоначальник импрессионизма заметно повлиял на ее стиль. Она даже написала картину «Восход солнца в Прибалтике».
В результате искусствоведы назвали ее стиль «духовным импрессионизмом» за необычное ощущение, которое вызывает у зрителей просмотр ее работ.
Последние картины автора 80-х-90-х годов тяготеют, стремятся к беспредметности, когда предмет уходит, но не исчезает совсем. «Ощущения у зрителей идут не от предмета, а от цвета и воздушности. Художница хотела создать возвышенные эмоции, чтобы ничего не пугало и не надоедало зрителю, как со временем человеку приедаются ранее любимые предметы, а теперь они лишь мозолят глаза и становятся неинтересны», — объясняет Хотинский.
Валентина Диффинэ-Кристи до конца жизни считала себя реалистом, хотя, кроме импрессионизма и постимпрессионизма, некоторые ее работы можно причислить к экспрессионизму. К примеру, ее картины «Портрет партизана» и «Пейзаж в Домбае» близки по стилю к работам австрийского художника чешского происхождения Оскара Кокошки.
Выставка «Свет и воздух» в Ростовском областном музее изобразительных искусств продлится до 15 февраля.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.