Несколько лет назад движение стендапа начало набирать популярность в России. О новом для российского зрителя формате юмора многие узнали благодаря шоу Stand Up на ТНТ. Тем не менее проект на телевидении — лишь часть огромной культуры. Мы встретились с представителями ростовского стендапа и узнали, как начинают заниматься этим жанром, какой юмор любят в Ростове и почему стендап — самый честный жанр.
Марк Сергиенко, стендап-комик, финалист шоу «Comedy Баттл», участник шоу Stand Up и «Открытый микрофон»:
— Я начал заниматься стендапом около четырех лет назад. До этого играл в КВН пять лет, у нас была команда из двух человек, и все шутки были построены на диалогах и репризах, без танцев и песен. Ребята заметили меня и позвали выступить в баре, тогда как раз после стендапа на ТНТ начали появляться региональные стендап-клубы.
Для меня стендап — это работа. Если хочешь достичь чего-то в чем-то, то к этому нужно относится серьёзно. Я живу стендапом и зарабатываю этим. Это возможно. Я считаю, что каждый человек по своей сути — успешный стартап, просто туда надо вложить деньги и силы. И терпение, упорство и ещё раз терпение.
Я участвовал в трёх-четырёх проектах ТНТ. Все они дали мне опыт, знакомства. Вообще я очень сильно поменялся в лучшую сторону, повзрослел, поумнел. Попал я туда через кастинг, который проходил в Ростове, а до этого был на первом стендап-фестивале в Москве в 2014-м. Когда тебя показывают по телевизору, то чаще зовут в другие города. На улице узнают периодически, хотя это совсем не главное. Цель моих выступлений — быть услышанным.
Я все время пишу шутки. Даже когда сплю, иногда приходят какие-нибудь идеи. Под рукой всегда телефон, чтобы записать мысль.
Мне нравится стендап, который заставляет задуматься. Мне близки остросоциальные проблемы, устройство мира в целом. Я сторонник ненасильственной борьбы и считаю, что юмор — лучшее оружие в борьбе с проблемами, которые нас окружают. Я проделал долгий путь, преодолел много сложностей в своей жизни, поэтому, выходя на сцену, я не хочу шутить, что называется, лишь бы пошутить. Мне хочется делать это во имя чего-то.
Комики в жизни — грустные люди. Потому что выступления и подготовка — это болезненный процесс. И чем дольше ты этим занимаешься, тем мрачнее и мрачнее становишься. Для комика его шутка — это как ребёнок. И если людям она не нравится, ее либо убивают, либо верят в нее до конца. Конечно, выступления в барах и выступления на съемках очень отличаются. Но у всего есть свои плюсы. Вообще, для комика главное, чтобы его слушали, все остальное неважно.
В Ростове стендап очень развит. Я бы поставил его в один ряд с питерским, московским, воронежским и краснодарским. На мой взгляд, в Ростове культура стендапа быстро растёт. Люди стали вникать, слушать. Зрители стали менее зажатыми, а шутки стали острее, смелее и взрослее. В Ростове много комиков, доказавших на многих фестивалях и во многих телевизионных проектах, что они не хуже своих коллег из других городов, а в чем-то и лучше. Ростов в юмористическом плане не провинция, а одна из столиц.
Юмор — дело вкуса. В Ростове любят юмор посмелее, иногда пожёстче, но в рамках приличия.
Жанр стендап ещё не набрал пика своей популярности, все ещё впереди. Пока он только закрепляется. Я считаю, что его успех в том, что это не просто сценки или шутки. Это живой человек с реальными проблемами, со своей трагедией, болью, со своими больными мыслями. И он говорит обо всем этом всем вокруг. И люди смеются. Стендап — самый честный жанр. А людям всегда не хватает честности.
Начинающим комикам я бы посоветовал верить в себя, много работать, выступать и биться до конца. И самое главное — работать над ошибками и быть самим собой.
Михаил Лавров, стендап-комик, участник шоу «Comedy Баттл» и «Открытый микрофон»:
— Я уже лет восемь связан с юмором. Начал играть в КВН еще на первом курсе института. Но всегда был скорее автор, чем актер, поэтому все как-то плавно дошло до стендапа. Тут я могу выступать один и с помощью того же юмора рассказывать о тех вещах, которые волнуют именно меня.
Почему стендап так популярен? Не знаю. Но знаю, что его должно быть больше. Люди любят смеяться над проблемами, любому надо отвлекаться от быта, а в отличие от других юмористических жанров, стендап — самый честный. Тут человек такой, какой он есть.
В принципе, в нашем крае комики зарабатывают больше, чем во многим других. Есть регионы, где в месяц проходит одно платное мероприятие, за которое комик может получить деньги. У нас же таких — около 3–4 в неделю. Но лично я совмещаю: приходится работать на основной работе с понедельника по пятницу.
В прошлом году в Москве проходил стендап-фестиваль, по результатам которого набирали участников в новую передачу на ТНТ. Мне повезло, что я попал. Проект дал очень много опыта, я увидел, как стендап делают люди из других городов, это стало очень большой мотивацией. Я стал более серьезно к этому всему относиться. Не как к эстрадному выступлению, а как способу вложить в это что-то своё.
Шутки просто сажусь и пишу. Но пока больше убираю, чем оставляю. Сейчас в первую очередь стараюсь найти какой-то вопрос, о котором мне самому интересно поразмышлять. Ведь по опыту шутки на ту тему, которая тебя тревожит, искреннее и смешнее.
С площадками у нас проблем нет. По количеству выступлений Ростов, мне кажется, не уступает Москве и Питеру.
Но из-за разной ментальности материал работает везде по-разному. В Москве хорошо может работать то, что здесь будет уходить в тишину. И наоборот.
Ростовский юмор местами дерзкий. У нас относятся к некоторым темам более остро. В нашей местности надо шутить осторожнее, но я считаю, что аккуратно можно «обшутить» очень много тем. Главное — самому всегда иметь голову на плечах и внутренний стоп-кран. В целом в Ростове много хороших и крепких комиков, которые постоянно развиваются. Есть конкуренция, и это радует.
Роберт Ченибалаян, директор ростовского стендап-клуба:
Стендап популярен благодаря телевидению и новизне жанра. Сейчас площадок для проведения открытых микрофонов достаточно, сразу могу вспомнить аж семь… Раньше, когда только начиналась стендап-волна в нашем городе, их было мало, но потом уже и с переизбытком. Сейчас стабильно и ровно. Что касается концертов, то они проходят в больших залах ДК и не только, с посадкой от 200 человек. Одна большая трудность — это понимающее руководство заведений. Все хотят извлекать выгоду, но мало кто понимает, что стендап — это своего рода культура, а не только прибыль.
Если говорить в общем, то мы только примерно понимаем, что такое стендап, для многих — это очередная юмористическая программа, но мало кто задумывается над тем, что говорит комик со сцены, и комиков, говорящих на интересные темы, тоже мало. Скажем так, идет притирка, и это нескоро еще вживется в наш менталитет.
Свободный микрофон сейчас — это нечто обыденное, повседневное и в большинстве случаев — приятное времяпровождение, если сравнивать его с концертом. Публика отвлекается на посторонние занятия — еда, напитки, телефон, поэтому связь зрителя и комика не всегда просматривается. Опять же, если мы говорим о столичном мероприятии, то я особой разницы не вижу между нашим и столичным свободным микрофоном, ну, а на ТВ, если шутка несмешная, ее сделают смешной, это ведь ТВ.
Особенность ростовского юмора в теплоте: даже если во время интерактивного общения с залом в вашу сторону пошутят, это сделают с любовью.
Заявляю, что отбора на открытый микрофон нет! Нет смысла в этом. Для начинающего комика выйти на сцену — это уже подвиг, а ставить его ещё в какие-либо рамки, ну это совсем издевательство. Свободный микрофон — это некий тренировочный зал, где начинающие комики борются со страхами, учатся держать микрофон, а опытные доводят монолог до совершенства перед концертом. Пожалуйста, не воспринимайте свободный микрофон как некое шоу, это чистой воды черновик, особенность которого в том, что зритель каждый раз впервые слышит материал без повторов. Можете смело хвастаться друзьям, что «я слышал это на свободном микрофоне, очень смешная шутка». Или при просмотре канала ТНТ говорить: «Да, этот парень всегда смешной, я его вживую видел».
Новичкам рад всегда, правда, многие не доходят — по разным причинам. Я объясняю это только боязнью сцены и абсолютно их понимаю. Хочу обратиться ко всем парням и девушкам, желающим выступить, свободный микрофон — это именно то самое место, откуда комик начинает свою дорогу на большую сцену, приходите и выступайте. Сейчас ростовский стендап-клуб проводит свободный микрофон каждый понедельник.
Скажу честно, для меня важно будущее стендапа, я считаю, что мы только знакомимся с возможностями этого жанра. Абсолютно уверен, если бы в этом не было столько интересного и в плане организации, и в плане общения, не говоря уже о перспективах, я бы просто оставил всё это ещё четыре года назад.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.