В Молодежном театре для подготовки второй премьеры нового театрального сезона снова была использована немецкая драматургия. В отличие от «Пчелы в голове», здесь за основу спектакля взята пьеса начала ХIХ века «Разбитый кувшин» Генриха Клейста. Однако, пьеса получилась вовсе не классическая, хотя и не совсем современная, а своеобразный синтез гротескного прошлого и современной жизни.
Спектакль «Алиби» по немецкой пьесе попадает прямиком в два события 2021 года — это празднование года Германии в России и 210-летие со дня смерти Генриха Клейста.
Главный режиссер спектакля Михаил Заец рассказал, что не стал делать пьесу в костюмах начала XIX века, но и полностью современной ее назвать нельзя — она, скорее, находится на стыке эпох.
«У меня есть ощущение, что эта маленькая деревушка Гурзум до сих пор живет в 60-х где-то в ГДР. Люди ходят в тех же костюмах, также разговаривают, как будто ничего не поменялось. Им так комфортно и удобно. У меня есть ощущение от этой пьесы, что ее персонажи застыли, как муха в янтаре, в 60-х, — делится режиссер спектакля. — И вдруг привычный распорядок жизни рушится: приезжает ревизор, при том это другой человек. Он современный, человек из 2000-х — с сотовым телефоном и ноутбуком, у него ритм жизни другой, он живет по-другому, у него язык другой и им трудно понять, что он вообще от них хочет».
Главный действующий персонаж — сельский судья Адам, человек непорядочный, исполняющий свои профессиональные обязанности как придется. Однако его образ здесь хотели сделать более человечным благодаря вставленным монологам — оказывается, что Адам и юристом быть не хотел, а мечтал лечить животных, и на море никогда не был, и с тоской вспоминает прошлое.
Однако со временем он черствеет душой, судебные дела ему совсем не интересны, Адама пугает только приезд ревизора. А контролер как раз хочет посмотреть на работу судьи, и как раз дело подворачивается — судебный процесс о разбитом кувшине.
«Казалось бы, пустяшное разбирательство о разбитом кувшине перерастает в измену Родине и шпионаж из-за вранья, потому что маленькая ложь ведет за собой большую, как снежный ком», — отмечает режиссер.
Действительно, герои начинают обманывать, пытаться свалить вину на другого или выгородить тех, кого им хочется. И при всем этом, хотя они и глуповатые, и смешные, но смотрятся они душевнее и человечнее, чем самый главный контролер, который приехал с проверкой — советник, член суда Вальтер.
«Мой персонаж — это некий богатый человек, который живет в постоянной спешке. Потому Вальтер и говорит быстро и небрежно. Для него работа — это нечто несущественное. Гораздо важнее судебному советнику покупать акции на бирже», — рассказывает исполнитель роли Вальтера, ведущий артист Молодежного театра Александр Гайдаржи.
При всем этом Вальтер — человек ультрасовременный, человек новой формации. Зато симпатизировать ему крайне сложно: он похож на робота, которого не волнует ничего, кроме акций, денег и гаджетов.
В конце спектакля Вальтер метко целиться в Адама и убивает его, как будто современность, безжалостно убивающая старые традиции.
Спектакль «Алиби» можно посмотреть на сцене «Молодежного театра» 9 -10 октября и 26 ноября.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.