В последнее время архитектура и сохранение памятников стали для Ростова одной из основных задач, можно сказать, что защищать памятники культуры сейчас стало модно. Доцент кафедры основ архитектурного и художественного проектирования ЮФУ, архитектор Артур Токарев за модой точно не гонится. Он пишет книги, в которых по-своему заботится об истории родного города.
Совсем недавно вышла очередная книга Артура Токарева «Архитектура Ростова-на-Дону первых пятилеток (1920 — 1930-е гг.)». В нее вошли не только знаменитые дома эпохи конструктивизма, но и история, и предметы дизайна, и малые архитектурные формы.
«В нее вошли как известные, так и масса неизвестных и тех, которые не сохранились до наших дней.
[quote_center]Не ставилась задача сделать путеводитель по сохранившейся архитектуре конструктивизма. Я хотел рассказать и о том, что утеряно или перестроено.[/quote_center]
Из известных ростовчанам зданий в книгу вошли театр Горького, здание гостиницы „Ростов“, Лендворец, здание РИИЖТа, комплекс ЦГБ, здание областной администрации на площади Советов, в котором сейчас работает правительство Ростовской области во главе с губернатором. Также я говорю о многих жилых комплексах, районе Сельмаша», — отмечает автор книги.
Архитектура эпохи конструктивизма, которой посвящена книга Артура Токарева, на первый взгляд не способна поразить воображение какими-то замысловатыми деталями, богатой отделкой или интересным строением внутренних двориков, которое можно наблюдать во многих домах старого Ростова. Однако сам автор говорит о главенстве чистой формы в архитектуре 20–30 гг. В первую очередь, по словам Токарева, ценились простота и удобство здания. Кроме того, не стоит забывать, что архитектура стала отражением мыслей того времени. Так, например, именно в период конструктивизма в Ростове появились знаменитые дома-комунны.
«До революции здания были красивыми с улицы, но внутри часто имели темные, узкие дворы. Владельцы старались выжать максимум прибыли при минимуме средств. Конечно, здания были красивыми и выразительными, но при этом источник дохода был превыше всего. Поэтому плотность застройки достигала 90%. В 20-е годы повысились требования к качеству среды. Все квартиры должны были освещаться солнечным светом. Соответственно, появились большие, просторные дворы, в которых люди отдыхали, жили, общались. Если мы посмотрим застройку Сельмаша или Мечникова у НИИАПа, то увидим так называемую строчную застройку, когда дома представляют собой прямоугольные бруски: один протяженный фасад дома выходит на восток, другой — на запад. Даже если в доме было покомнатное заселение, комната обязательно освещалась солнцем», — продолжил Артур Токарев.
Автор с сожалением отметил, что до настоящего времени в Ростове сохранилось настолько мало домов эпохи конструктивизма, что он, получив соответствующий заказ из Екатеринбурга, даже не смог составить классический путеводитель по этим зданиям. Оказалось, что все они настолько плохо выглядят после реставрации или ремонта и находятся так далеко друг от друга, что связать их в единый маршрут просто невозможно.
«Эти здания не сохраняют, если они не стоят на охране, а если они стоят на охране, это тоже очень сложный и неприятный вопрос. Неприятный в том смысле, что у нас ужасная ситуация с памятниками архитектуры и с их охраной. Даже если памятник стоит на охране, это не является гарантией того, что с ним ничего не случится. Он гибнет и в том, и в другом случае», — уверен архитектор.
В качестве примера одного из пострадавших зданий Токарев называет жилой комплекс архитектора Кондратьева, расположенный на пересечении проспекта Буденновского и улицы Лермонтовской. Он был включен в реестр охраняемых памятников архитектуры на рубеже ХХ и ХХI веков. За 15 лет здание изменилось до неузнаваемости. По словам архитектора, нижний этаж дома сейчас изуродован многочисленными пристройками и рекламой. Оказалось, что и это не самое страшное, что может случиться со старым домом.
«Посмотрите, в каком состоянии, например, федеральный памятник, театр им. Горького. Он деградирует из года в год. В Зеленом театре выросла роща, это же совершенно безумная ситуация. В театре меняли витражи. Занимался этим Ростовгражданпроект, институт, который имеет лицензию на работу с памятниками. Они поставили темные витражи и изменили расстекловку.
[quote_center]Даже в процессе реставрации здание уродуется.[/quote_center]
А что происходит в интерьерах? Знаю историю о том, как в театре планировали провести выставку ростовского художника Сергея Сапожникова. У него есть проект, посвященный театру, заказ от итальянского издательства, который финансируется Газпромбанком. Делегация приехала посмотреть на театр, но когда они зашли внутрь, они были просто поражены. Везде совершенно безумный розовый цвет, нелепая отделка… Там ведь все должно делаться по проекту, а этого нет. Говорят, они даже спрашивали, чем занимается академия архитектуры, которая существует в Ростове…» — говорит Токарев.
Стоит сказать, что архитектор и сейчас не видит ничего позитивного в работе ростовского департамента ЖКХ. Чего стоит только долгая история с оштукатуриванием старых зданий, против которой поднялись многие известные жители города. По словам Артура Токарева, его основной задачей все же является не борьба с нарушениями, а написание книг, в которых он может сохранить историю Ростова.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.