Фото: media.filmz.ru

С 21 мая по 27 августа в кинотеатре Горизонт Cinema&Emotion пройдет показ фильмов Алексея Балабанова. В Ростов на открытие ретроспективы приехал продюсер, режиссер, основатель компании СТВ Сергей Сельянов. Он продюсировал большинство фильмов Балабанова, в том числе такие знаковые картины как «Брат»«Брат 2» и «Груз 200»«Городской репортер» публикует подборку самых интересных высказываний Сергея Сельянова, посвященных другу.

Алексей Балабанов и съемочный процесс

Фото: media.filmz.ru

С Алексеем никогда не было сложно работать, потому что он  выдающийся режиссер, который понимал, что делать. У Балабанова фильм в голове был готов уже до съемок. Такой есть классик французский Рене Клер (кинорежиссер, писатель, актер  прим. ред.), который как-то сказал: «Кино готово, осталось его только снять». У Балабанова было примерно также, он знал, что и как снимать.

Конечно, бывали обстоятельства, которые из другой вселенной приходили и ломали нам жизнь, но это не связано с кинопроизводством. Например, Леше с погодой не везло. Природа ему никогда на встречу не шла. А в кино же все сурово, потеря любого съемочного дня рассматривается как ЧП.

Леша мог быть очень жестким, ему важно было доминировать над человеком в диспуте. Он немедленно включался в процесс, делая это очень здорово. Балабанов мог орать на свою съемочную группу, которая, кстати, была у него постоянная. Но при этом он считал абсолютно нормальным, если бы наорали и на него.

Алексей Балабанов и звук

Фото: РИА Новости

Со звуком Балабанов работал исключительно сильно. Понятно, что и с другими компонентами кино он был на «ты». Леша многих артистов переозвучивал, причем знал, что будет так делать, заранее. И, действительно, это даже меня удивляло. Видишь  очень хороший эпизод. Но он переозвучивает одного или двух артистов этой сцены другими, и вдруг она становится на процентов 30 лучше.

С музыкой было то же самое. Он с ней  одно из его любимых выражений  дружил. Музыку для своих фильмов Балабанов выбирал сам, с композиторами практически не работал. Он брал существующие треки, выбирал среди них, вставлял, соединял с изображением, дожимал монтажом. То, что ложилось, и то, что входило во вселенную этого конкретно фильма, то и приживалось в картине. Иногда он заранее знал, что вот под эту музыку хочет снимать кино. Так было с Дидюлей (музыкант, композитор Валерий Дидюля  прим. ред.) в фильме «Кочегар». Так было в последнем фильме Балабанова «Я тоже хочу» с Леней Федоровым (рок-музыкант, композитор Леонид Федоров  прим. ред.).

Музыка играла огромную роль для Балабанова. Самый выразительный пример на этот счет «Брат 2». Леша сказал: «Давай напихаем туда музыки, сколько влезет». Я сразу понял, что это отличная идея, и ответил: «Давай».

И, может быть, кто-то помнит, что диск с саундтреком побил все рекорды продаж с каким-то колоссальным отрывом. Он был исключительно популярный.

Леша хотел, чтобы музыка в фильме «Брат 2» была сегодняшней, актуальной. Некоторые треки мы даже немножко придерживали с их ротацией на радио, чтобы они не были старыми к моменту выхода фильма. Там был только один трек, у которого уже была своя биография. Это «Дорога» того же Лени Федорова, который очень не хотел нам его продавать, отдавать. Потребовалось полгода борьбы. Почему Леня не желал его продавать? Потому что он понимал, что фильм будет очень популярным, а он не хотел, чтобы «Дорога» звучала из каждого утюга, не хотел денег. Леня  это тоже наш товарищ, гениальный музыкант, с правильными ценностными установками. Песню мы все-таки получили, потому что нет для кинематографистов слова «нет».

Балабанов и выгода

Фото: media.filmz.ru

Леша был очень открытый человек и демократичный, но при этом он не искал общения. Он мог привести домой бомжа и показывать ему свои фильмы, потому что человека, скажем так, обидели, и Балабанову показалось, что он находится в сложной ситуации. Не из милосердия! Просто он  человек. Почему бы с ним не пообщаться? Это у Леши было очень легко. Но общества людей он не искал. Крайне не любил посещать публичные мероприятия.

Это же касается и денег. Балабанов никогда ими не интересовался. Вообще. Леша ни разу не спрашивал: «Сколько будет составлять гонорар за мой фильм?».

Он считал, что деньги  вещь плохая. Ну, конечно, нужная, но ничего в ней хорошего нет, поэтому эти дела брали на себя я и Надя Васильева, его жена.

Алексей Балабанов и время

Фото: media.filmz.ru

90-е годы  это абсолютно свободное время, к которому, конечно, никто не был готов. Свобода  всегда довольно сложная категория для человека. Тогда никто не понимал, что с ней делать. Знаете, когда все можно, то непонятно, от чего отталкиваться, с кем бороться. В это время все большие советские кинематографисты ничего не сняли. Они привыкли жить в условиях эзопова языка. Герман (советский и российский кинорежиссер Алексей Герман  прим. ред.) стал единственным, кто через какое-то время как-то оклемался и сделал.

Могла ли состояться судьба Балабанова в другое время, скажем, в советское? Я думаю, что она бы состоялась в любом случае. У нас однажды был такой легкий трехсекундный обмен мнениями, во время которого он сказал: «Я бы, наверное, и в советское время прорвался». И я думаю, что прорвался бы. Люди кинематографически одаренные, хочется верить, в любые времена должны быть востребованы. Другое дело, какие фильмы ему удалось бы снять? Никто этого никогда не узнает.

Одно из любимых выражений Леши: «Где родился, там и пригодился». И это не столько географическая точка, сколько временная. Режиссеры проговаривают время. Балабанову выпало проговорить свое.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram и ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Новости smi2.ru

Новости партнеров