В Ростовском молодежном театре прошла десятая творческая лаборатория Олега Лоевского. Актеры представили на суд зрителей три эскиза — небольшие театрализованные постановки по рассказам Ивана Бунина о любви.
По словам главного режиссера Ростовского молодежного театра Михаила Заеца, лаборатория в театре проводится с 2011 года.
«Во время первых лабораторий мы решали свои задачи репертуарные. Мы понимали, что спектаклей не хватает, нужно пробовать новое и научить труппу работать с режиссерами из разных театральных школ. А затем начали экспериментировать. Это была чеховская лаборатория, это была лаборатория по советской драматургии, это была по немецкой драматургии с немецкими режиссёрами», — Михаил Заец.
Выбранная тематика рассказов Бунина — о любви — неслучайна. Три режиссера поставили эскизы по произведениям «Натали», «Легкое дыхание», «Митина любовь».
«В нашем странном мире, который спешит и торопится со всей этой пандемией, захлестнувшей нас, так не хватает чего-то человеческого. А куда больше человеческого, чем у Бунина. Именно про любовь, об ощущении мира, о близости человека к человеку», — рассказывает режиссер.
Заец говорит, что в наше время не хватает теплоты и открытой любви. Успешность фильма или спектакля измеряется лайками и количеством собранных денег.
«А хочется, чтобы хорошее кино и драматургия собирали больше лайков, чем люди бьющие машины и ездящие по трассам и попадающие в ДТП. Ближе к человеку, а не к технике», -отмечает режиссер.
По мнению Заеца, главный в этой лаборатории -актер, так как именно он за 5 дней учит текст и живет в этом эскизе.
В трех эскизах в основном задействованы артисты, которые не заняты в премьерном спектакле «Коварство и любовь».
«ЛАБОРАТОРИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ТРУППА БЫЛА ПОСТОЯННО В ФОРМЕ»
Автор проекта творческой лаборатории Олег Лоевский признается: для него это процесс, а результат его не очень интересует.
«По молодости казалось, что вот еще неделька. Показали эскиз — он хороший, еще недельку поработали и будет хороший спектакль.
Как правило получаются очень плохие спектакли. Эскиз — это не подробная работа, это эмоциональное напряжение. Артистов погружают в стресс, и он в этом стрессе творит какие-то свои актерские чудеса, но повторить их также не сможет»
«Эскиз — это одноразовая накачка энергии»
Олег Лоевский рассказывает, что лучше не делать из эскизов спектакли, а просто предложить понравившемуся режиссеру что-то поставить для театра.
«Редко из эскиза получается хороший спектакль, но получается. Мне кажется, и „Каштанка“ получилась, и „Варшавская мелодия“, и «Холостяки и холостячки». Но это не закон, а исключение из правил», — резюмирует автор проекта.
По его словам, для того, чтобы продолжить эскиз, нужно возиться не менее месяца, подробно его разбирать, и тогда есть надежда, что получится.
Хотя, по мнению автора проекта можно репетировать и три месяца, и год, а спектакль в итоге получается плохим.
«Это вот такое чудо творчества, которое в лабораториях просто концентрируется, и за счет концентрации очень часто происходят какие-то чудеса. А так упорный труд, медленный разбор и большое количество времени», — рассуждает Лоевский.
Основатель творческой лаборатории считает, что театр не может ничему научить зрителя- все всё знают. Театр может только произвести некое впечатление, которое в дальнейшем возможно ляжет в основу каких-то хороших поступков.
«Театр включает какую-то сферу, и человек понимает, что мы неединственные, и другому также больно, как и тебе», — говорит Лоевский.
Окончивший Санкт-Петербургскую театральную академию режиссер Кирилл Сбитнев работал в Молодежном театре над эскизом по рассказу Бунина «Натали».
«Мне хотелось создать историю не совсем театральную в хорошем смысле, а некое подглядывание. И сценографически хотелось поддержать эту историю, чтобы зритель чувствовал себя чуть-чуть неловко, что он подглядывает условно чужую жизнь», -делится режиссер.
По словам Сбитнева, «Натали» — это некая этюдная история по нахождению неуловимой жизни.
«Бунин -откровенный писатель и обнажает даже не эротизм, даже не очевидные вещи, которые со всеми происходят, а, напротив, те неочевидные, про которых я мало у кого читал, но они со мной тоже происходили, как и со многими. И мне в эскизе именно бунинское чудо и хотелось вытащить», — подчеркнул Сбитнев.
Режиссер в эскизе поставил только первую часть рассказа Натали, по его мнению, сюжет здесь неглавное, его основная задача была дать возможность актерам задышать в бунинском мире.
В результате зрительских симпатий и отбора профессионального жюри после показа всех трех эскизов будет выбран тот, который поставят в театре как полноценный спектакль.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.