Более или менее возросший по сравнению с 90-ми годами прошлого века уровень жизни дал доступ в мир бурной и многочисленной волне русских туристов, а как следствие породил огромное количество всякого рода туристических агентств, операторов, компаний и фирм. И хотя предложение давно уже превышает спрос, эта экономическая ниша практически ежедневно пополняется новыми жителями. Что такое туристический бизнес сегодня, каковы тенденции его развития, и почему отдыхать за границей стало дешевле чем в России?

Всего лишь четверть века назад в тогда ещё Союзе Советских Социалистических республик, международный туризм был доступен по большей части лишь избранным, высшей касте руководителей и членам их семей. Изредка выезд за границу разрешался простому Горбункову С.С., да и тот жёстко контролировался. В начале последнего десятилетия прошлого века ситуация резко изменилась. «Железный занавес» рухнул, а изголодавшийся по «заграничным сказкам» народ ринулся во все стороны. Правда, целью этого массового демарша был не туризм, а скорее спекуляция. Российский дефицит — вот что было двигателем первых туристических компаний. Человек, выезжавший за границу, в уме подсчитывал, сколько ему надо отвезти туда матрёшек, и сколько привезти оттуда джинс, чтобы как минимум окупить поездку, а в идеале ещё и заработать на этом.

Уже через несколько лет после развала Союза мир «узнал» русских туристов.

Берегись Russo Turisto!

Пресловутые «новые русские» заполонили модные в то время Канары, поражая местное население своей экстравагантностью и непомерными тратами. Именно в то время и сформировался образ «Russo turisto — oblico morale!», но уже совсем не в том значении, какое придавалось ему ранее. И лишь в начале текущего века, высший социальный слой, пресытившись постоянными путешествиями, стал более сдержанным и менее экспансивным. Канары сменил Куршавель, а доступную теперь уже каждому Турцию — Канны.

Кто-то устав постоянно останавливаться в отелях — приобретал жилую недвижимость в полюбившихся странах, кто то, не долго думая, любимый отель, потихоньку превращая дорогое и далекое место отдыха в «летнюю дачу».

Первая волна русского туризма потихоньку сошла на «нет» и успокоилась в тихих заводях заграничных курортов, принимая их тихий блаженный образ бытия. Но это было лишь начало…

Туристический бизнес сегодня — это предложение в разы превышающее спрос.

Нехитрый бизнес

Организация этого бизнеса проста и не требует каких-либо лицензий, что приводит к бесчисленному множеству агентств плодящихся практически ежедневно. Однако, как и в любом бизнесе, здесь так же действует закон Парето: 20% действующих компаний имеют в своём активе 80% оборота рынка, а остальные 80% — делят между собой оставшиеся 20%.

Только в городе Ростове-на-Дону, так или иначе «действуют» более 400 туристических компаний. Более 300 из них — это компании «однодневки», не имеющие своих продуктов, а просто открывшие расчётный счёт, заключившие договор с более крупным оператором и получающие свой процент с каждой продажи. Оборот ростовского туристического рынка эксперты оценили в 4,5 млрд рублей, причём последние два года он растёт примерно на 25 — 30%.

И все бы хорошо, но приобретая услуги в подобных компаниях, клиент рискует получить их в ужасном качестве или не получить их вовсе. Разговор уже даже не заходит о грамотности работающих в них менеджеров, для которых Европа это страна, а Австралия — город.

Задача подобных фирм напоминает задачи страховых компаний времён начала века, когда принимая на работу менеджера по продажам, они старались выжать из него как можно больше личных контактов, продать им свои продукты и уволить по окончанию испытательного срока. В результате, за свою работу человек получал только красивый, но увы не нужный страховой полис, который он приобрёл в первый же день работы, кучу раздражённых родственников и друзей, обклеивающих этими полисами отхожие места, и понимание, что потратил он на работу в разы больше чем заработал.

Практически тоже происходит сегодня в туристических компаниях «однодневках». Менеджер, приходящий на работу в подобную компанию, создаёт базу для работы сначала из своих личных контактов, потом из контактов своих друзей и т. д. Теоретически этот способ работы безграничен, но как правило, на определённом этапе менеджеру в лучшем случае начинают вежливо отказывать в предоставлении дополнительных контактов, а в худшем прямо намекают, что он уже всем надоел.

Но это лишь цветочки, ягодки начинаются позже, уже на отдыхе, когда клиент понимает, что услуга, предоставленная ему, не блещет качеством.

Рассматриваемые нами компании не особо заботятся о комфорте клиента на отдыхе, по сути, они посылают человека за тысячи километров от дома и оставляют его там наедине с языковым барьером, незнакомой местностью, хамством обслуживающего персонала и со всеми другими неприятностями способными испортить отдых человеку в чужой стране.

При написании материала один из руководителей крупнейших туристических компаний в ходе интервью озвучил своё понимание удачной работы: «К туристической компании должно быть безграничное доверие, потому что деньги клиент платит здесь и сейчас, а услугу получает потом и за тысячи километров от дома». Так как же можно доверять фирме без имени и истории? Ведь может статься и так, что деньги то здесь и сейчас люди платят, а вот услугу потом и далеко и вовсе могут не получить. А такие случаи далеко не редкость!

Выездной туризм бъет рекорды

Бытует ошибочное мнение, что за раскрученным именем крупной туристической компании скрываются большие наценки, однако это не так. Как правило, цены не сильно отличаются от компаний «однодневок», но сервис, который вы получаете на порядок, а то и на несколько выше и качественнее. Вы всегда можете быть уверены, что офис крупного оператора останется по тому же адресу, куда вы приносили деньги. И что в чужой стране, за тысячи километров от дома вы не останетесь наедине с проблемами.

По оценкам специалистов крупных ростовских компаний, в год отдыхает приблизительно 120–140 тысяч человек, причём половина из них отдыхает в год даже не один раз. Отдых стал для людей доступным, и как оказалось, влился в первоочередную статью расходов. Пресловутого кризиса туристические компании даже не заметили, более того, туристический рынок показал стабильный рост в непростой для мировой экономики период.

Причины этого оказались исключительно русскими: просроченные кредиты, долги партнёрам, выплаты зарплат сотрудникам — все это ложилось тяжёлым грузом на головы руководителей и собственников бизнеса. 

Это сегодня сотрудникам банков запретили названивать должникам круглосуточно, а в то время они могли позвонить и ночью и ранним утром, давя на психику клиента и практически угрожая ему. Устав от постоянного напряжения бизнесмены прибегали в офисы туристических агентств с просьбой отправить их на неделю куда-нибудь, только бы подальше. На время, выключив средства коммуникации и уставшие головы, они возвращались работоспособными и энергичными, рассматривая свои проблемы с новых точек зрения и находя наиболее оптимальные решения.

Возвращаясь к возросшей степени доступности заграничного отдыха, хочется отметить, что два и более раз в год, выезжают отдыхать уже не только бизнесмены. Как ни странно даже офисному планктону стали легкодоступными райские кущи заграничных курортов.

Конечно не всех, но многих. По оценкам специалистов туристических компаний, семья с общим доходом от 80 тысяч рублей уже может позволить себе разбить отпуск и выехать из страны дважды за год. А что такое сегодня 80 тысяч рублей? Конечно, у кого-то суп жидкий, а у кого-то бриллианты мелкие, но примерно в эту цифру и укладывается сегодня бюджет среднего социального слоя.

О таком состоянии туристического сектора рынка в России говорит хотя бы то, что в 2009 г. общий объем рынка оценивался в $8.1 млрд. или в 6.9 млн. туристических пакетов, в 2010 г. — $10.4 млрд. или 8.6 млн. туристических пакетов, а в 2011 прогнозируют те же $10.4 млрд., но они уже будут составлять 12.1 млн. туристических пакетов. Из этих цифр чётко прослеживается тенденция роста рынка не за счёт стоимости услуг, а скорее за счёт удешевления.

Туристы не въезжают…

Но самая больная тема для российского туристического рынка — внутренний туризм. По разным оценкам он составляет от 30–40% общего объёма. А если же говорить о нашей родной ростовской губернии, то тут дела совсем плохи — 2,5–3% и расти этой доле, в ближайшем будущем, не грозит.

Чем же «плох» внутренний туризм?

По словам руководителей крупных туристических компаний, он приносит слишком много головной боли. Уровень сервиса, качество отдыха, устаревшая и в большей степени разрушенная и заброшенная инфраструктура, и при этом ценовая политика не просто сравнимая с заграничной, а иногда и в разы её превышающая. Парадокс отдыха в России именно в том, что при максимальных вложениях со стороны клиента он получает минимальный уровень комфорта и сервиса.

Далеко ходить не нужно. Автор статьи встречал новый, тогда ещё 2010 год, вместе с семьёй в Домбае. Приехав домой после ничем непримечательного отдыха и посчитав количество затраченных средств выяснилось, что было дешевле слетать на этот же период в Альпы, при этом качественный уровень отдыха был бы выше в несколько раз.

Правительство России и местные администрации не раз озвучивали, что на развитие внутреннего туризма выделяются средства, называли разные суммы и сулили компенсации и субсидии туристическим компаниям активно развивающим внутренний туризм. Но все как один руководители крупных туристических компаний озвучивают, что выделяемые, или правильнее сказать, получаемые средства настолько мизерны, а условия их получения так сложны, что создаётся впечатление только видимости помощи, для «галочки». 90% интервьюируемых респондентов ответили что даже не видят смысла пробовать получить эти средства. За то время, пока они соберут нужные пакеты документов и предоставит все справки — они заработают гораздо больше.

Люди, приходящие за путёвками в родные российские санатории, услышав стоимость отдыха, просто пересаживаются к менеджеру заведующему продажей зарубежного отдыха и летят в Турцию или Грецию. Это дешевле и приятнее.

Единственное что осталось в наших санаториях непревзойдённым — это лечение. Но ведь и это скоро кончится. Уйдут на пенсию грамотные и опытные врачи, а на их место придут сегодняшние студенты с дипломами «осторожно специалист». Так о каком развитии внутреннего туризма может идти речь, если в некоторых санаториях Сочи, по сей день подают те самые котлеты из хлебного мякиша с до боли знакомым вкусом? Это как же надо было испортить в своё время целое поколение поваров?

Создаётся впечатление, что действующие санатории и базы отдыха, в большинстве своём это какое-то «мичуринское детище». Штампы и стандарты советского союза хаотично перемешанные с западными аналогами.

В одном из санаториев славного города Сочи, автору, на вопрос об обслуживании в номерах ответили: «Это вам не гостиница, тут больные люди отдыхают!», а потом совсем нелогично продолжили: «Но вы можете покушать в ночном клубе, он находится в подвале этого здания». Внимание вопрос: а ночной клуб в том же здании, где находятся номера, больным людям не мешает?

Хотя есть лучи света в тёмном царстве. И пусть их немного, но они радуют хотя бы своим существованием. Можно найти хороший и качественный отдых и в России. Например, сплавиться на плоту по Дону, отдохнуть от большого города в станице Вешенской, порыбачить и половить раков на Маныче. Огорчает только то, что отнюдь не заслуга государства. Что-то вам предложат местные туристические компании, а что-то можно найти исключительно в частном порядке.

Ростовская область исключительно интересна и богата историей. Здесь много загадочных и красивых мест, куда по мнению редакции обязательно поехали бы люди, будь у них такая возможность. А если человеку приходиться выбирать между берегом средиземного моря по доступной цене и санаторием в ростовской области по цене автомобиля эконом класса, то выбор очевиден.

Новости smi2.ru

Новости партнеров