Произведение последнего гения итальянской оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в Ростовскому музыкальном театре получилось на редкость современным. В конце жизни знаменитый композитор отошел от идеи веризма и создал сказку. Музыкальный театр воплотил ее с помощью проекторов, светодиодного экрана и световых эффектов.

По словам художественного руководителя театра Вячеслава Кущева опера «Турандот» мощнейшая и предельно сложная.

«Это произведение не имеет аналогов. И, как и всякое гениальное творение, имеет свои шифры. Оно предельно сложное и для исполнителей, и для понимания, и для осмысления,  отмечает Кущев.  При этом Турандот это уже 130-ая премьера театра. И если в начале творческого пути коллектива мы не ставили громких задач удивить публику, а просто трудились, то с годами, конечно же, такая задача появилась сама собой».

 

Сюжетная линия строится на основе взаимоотношений трех персонажей: Калафа, Лиу и Турандот. Действие происходит в Китае, где живет принцесса Турандот. Желающий взять ее в жены должен отгадать три загадки или умереть. Калаф влюбляется в принцессу и хочет отгадать ее загадки и завоевать ее любовь, при этом самого Калафа любит рабыня Лиу.

“Турандот” в Ростовском музыкальном // фото: Марина Михайлова

По словам худрука ростовского музтеатра, «Турандот»  это сказочная опера о будущем.

«Недавно мы были в Китае на гастролях и сидели в регуляторной и осветительной, потому что зал на 2600 мест был переполнен. И при этом все 2600 мест светились гаджетами. Да, во время спектакля люди как по команде их убрали, но во время антракта сразу же достали. И не думать, не переживать о том, как влияет цифровизация и обилие информации и что будет дальше мыслящий, развитый человек не может».

Китайские гонги, ксилофоны и колокольчики

В музыкальном звучании опера «Турандот» разительно отличается от других произведений Пуччини. В спектакле задействовано большое количество персонажей-вокалистов, большой взрослый хор и детский хор, балетная труппа, оркестр.

«Здесь Пуччини вводит ряд инструментов, которые раннее не использовались даже коллегами-композиторами в других операх. Он добавляет китайские гонги, он использует басовый ксилофон и обычный ксилофон, он использует колокола и колокольчики, то есть колористический мир китайского быта передается композитором в партитуре», -рассказывает дирижер спектакля Андрей Иванов.
Усиленный звук достигается благодаря большому сценическому оркестру.

“Турандот” в Ростовском музыкальном // фото: Марина Михайлова

«У Пуччини в партитуре написано, что там должно быть шесть трубачей, четыре тромбона, два саксофона, ударники и вот эта вся масса, которая звучит в таких монументальных, финальных эпизодах оперы, она действительно переносит нас куда-то далеко, в тот самый Пекин, на те самые просторы, где можно часами гулять по императорским закоулкам»,- отмечает дирижер.

«Это необычная опера даже для самого Пуччини»

Особое значение в опере «Турандот» имеет хор, при этом использовать хор в таком объеме для Пуччини не свойственно.

«Композитор создает при помощи хора абсолютно разные звуковые картины. Мы услышим с вами и хор духов, и хор призраков,  делится Андрей Иванов.-Пуччини пишет в партитуре о том, что чтобы создать необходимый эффект, хоровой коллектив должен складывать руки трубочкой и вот таким образом исполнять этот номер. Благодаря специфическому эффекту такого глубокого звука мы попадаем в какой -то абсолютно потусторонний мир».

Вокал: сильное сопрано и крепкий тенор

Постановщики оперы отмечают: для того, чтобы поставить «Турандот», театру необходимо иметь очень хороший состав вокалистов.

«Потому что, как мы знаем, в этой опере есть две партии, которые очень сложно исполнимы для вокалистов и их можно, так сказать, на пальцах двух рук, наверное, сосчитать: тех, кто берется за эти партии. Это партия Калафа и партия Турандот», -отмечает дирижер.

“Турандот” в Ростовском музыкальном театре // фото: Марина Михайлова

Партия Калафа хотя и написана высоко, но ряд арий и эпизодов тенору приходится исполнять в низкой тесситуре (преоблад. расположение звуков по высоте  прим.ред.) Не каждому певцу это под силу.

Иванов признается: есть чувство гордости за то, что вокальный коллектив театра способен на это.

«У нас на сегодняшний день три состава Калафа, два состава в партии Турандот. Несмотря на то, что по объему партия не такая большая, потому что Турандот появляется во втором действии, но нагрузка, которая ложится на исполнительницу, она колоссальная», – рассказывает дирижер.

В версии Музыкального театра принцесса Турандот выходит на сцену вместо привычного пения откуда -то издалека, которое традиционно используется в постановках этой оперы для создания образа неприступной, ледяной принцессы. Сама партия создана для сильного сопрано с драматическими вкраплениями.

Дирижер говорит, что название «Турандот» несколько лет было в портфолио театра, но ставить ранее спектакль не решались.

Экзистенциальная сказка после Первой Мировой

Режиссер-постановщик спектакля Павел Сорокин признается, что поставить «Турандот» для театра было сверхсложной задачей. Потому что даже не было понимания есть ли подходящий состав артистов.

«Для меня это первое в жизни обращение к жанру сказочная опера. Этот жанр совершенно отличается от всего остального, и у Пуччини это непросто сказка, у Пуччини написано в партитуре, что действие оперы происходит в сказочные легендарные времена, то есть он развязал всем режиссерам руки, потому что никто не знает, что происходило в сказочные, легендарные времена», – отмечает Сорокин.

“Турандот” в Ростовском музыкальном театре // фото: Марина Михайлова

При это режиссер говорит, что Пуччини понимал, что это его последняя работа, так как достаточно долго болел. И поэтому опера и стала неким аллегорическим размышлением композитора над смыслом жизни.

«Поставить Турнадот  это дерзость»

«Очень много вопросов он поднимает в этой опере: о взаимоотношениях людей друг с другом, о взаимоотношениях масс, толпы и личности. Мне показалось, что эту оперу можно назвать реквиемом Пуччини, потому по своему темпоритму она достаточно монументальная, практически каждая сцена  это некий придуманный ритуал, то есть я не вижу здесь просто музыки, бытовых сцен. Музыка оперы выше наших представления об обычных земных чувствах»,  отмечает Сорокин.

Режиссер говорит, что Пуччини написал это произведение после Первой мировой войны, когда общество было раздроблено и изменилось. При этом сам композитор был человеком необычным, неоднозначным и изменил свои взгляды в конце жизни.

«Мы понимаем, что композитор очень азартен. Калаф писался и с Пуччини тоже. Например, он был заядлым автомобилистом, практически первым в Италии приобрел автомобиль. Однако так случилось, что он при первой своей поездки попал в аварию и после этого боялся садиться за руль. Но на его вилле до сих пор стоит парк автомобилей, которые он мог себе позволить», -комментирует режиссер.

По мнению Сорокина, музыка в «Турандот» ближе к экспрессионизму: Пуччини понимает, что после Первой мировой войны появились новые смыслы и сочинять по-старому уже не получится.

«Эпоха цифровизации и чувства»

«Пинг, Понг, Панг  три императорских министра говорят о сложном годе  годе Тигра, годе испытаний. И это рефлексия о раздробленности мира очень созвучна сегодняшнему дню. Мы все живем в комфорте, в мире, где можно получить помощь отовсюду и прожить достаточно долго, не выходя из дома как это было в пандемию. При это чувствам остается меньше места»,  размышляет режиссер.

Самая главная тема оперы  любовь в спектакле выражена символична. У каждого артиста хора в руках куб. Это и своего рода пиксель, и своеобразный сосуд любви.

“Турандот” в РГМТ // фото: Марина Михайлова

«Цель персонажей оперы найти в себе чистое, светлое чувство любви. Многие и в нашем обществе не знают, что в каждом человеке существует любовь. Просто ей надо дать возможность проявить себя. В опере проявляет любовь только Лиу, которая этим чистым и жертвенным чувством разрушает всю эту жестокость музыки, действия и отношений в опере и в итоге преображает Турандот»,  отмечает Сорокин.

Хореограф-постановщик из Петербурга Антон Дорофеев говорит, что его задача была привнести в спектакль современное движение, пластику и научить этому более привычный к классическим танцам балетный коллектив. Потому что сам спектакль в итоге получился ультрасовременным.

опера “Турнадот” РГМТ // фото: Марина Михайлова

«Я для себя называю это IT-спектаклем, потому что здесь много соединения с современными технологиями. И, гуляя по Ростову, я видел много современных ребят. Вот их-то и привлечет афиша, компьютерные технологии. А через такую форму можно будет донести и важные смыслы этого музыкального творения Пуччини, через современное искусство завлечь в классическое», -рассказывает Дорофеев.

Художник по свету Ростовского музыкального Ирина Вторникова отмечает, что ее совместная работа с художником-постановщиком Вячеславом Окуневым и художником видеоарта Сергеем Некозыревым была по-настоящему сложной.

«Если ходить на оперу и не скучать, то это именно такая»

«В Музыкальном такого еще не было, потому что в спектакле совместно используется работа проекторов  передняя и задняя проекция, а также светодиодный экран и световые эффекты. Это непросто, но очень интересно. Картинки все разнообразные. При этом, посмотрев оперу, вы поймете, что одного раза мало. Этот спектакль нужно смотреть два-три раза, чтобы все заметить, все понять, все рассмотреть»,  отмечает Вторникова.

“Турандот” в Ростовском музыкальном // фото: Марина Михайлова

Оперу «Турандот» в этом театральном сезоне можно будет посмотреть 16-го мая.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.