Произведение последнего гения итальянской оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в Ростовскому музыкальном театре получилось на редкость современным. В конце жизни знаменитый композитор отошел от идеи веризма и создал сказку. Музыкальный театр воплотил ее с помощью проекторов, светодиодного экрана и световых эффектов.
По словам художественного руководителя театра Вячеслава Кущева опера «Турандот» мощнейшая и предельно сложная.
«Это произведение не имеет аналогов. И, как и всякое гениальное творение, имеет свои шифры. Оно предельно сложное и для исполнителей, и для понимания, и для осмысления, — отмечает Кущев. — При этом „Турандот“ это уже 130-ая премьера театра. И если в начале творческого пути коллектива мы не ставили громких задач удивить публику, а просто трудились, то с годами, конечно же, такая задача появилась сама собой».
Сюжетная линия строится на основе взаимоотношений трех персонажей: Калафа, Лиу и Турандот. Действие происходит в Китае, где живет принцесса Турандот. Желающий взять ее в жены должен отгадать три загадки или умереть. Калаф влюбляется в принцессу и хочет отгадать ее загадки и завоевать ее любовь, при этом самого Калафа любит рабыня Лиу.
По словам худрука ростовского музтеатра, «Турандот» — это сказочная опера о будущем.
«Недавно мы были в Китае на гастролях и сидели в регуляторной и осветительной, потому что зал на 2600 мест был переполнен. И при этом все 2600 мест светились гаджетами. Да, во время спектакля люди как по команде их убрали, но во время антракта сразу же достали. И не думать, не переживать о том, как влияет цифровизация и обилие информации и что будет дальше мыслящий, развитый человек не может».
Китайские гонги, ксилофоны и колокольчики
В музыкальном звучании опера «Турандот» разительно отличается от других произведений Пуччини. В спектакле задействовано большое количество персонажей-вокалистов, большой взрослый хор и детский хор, балетная труппа, оркестр.
«Здесь Пуччини вводит ряд инструментов, которые раннее не использовались даже коллегами-композиторами в других операх. Он добавляет китайские гонги, он использует басовый ксилофон и обычный ксилофон, он использует колокола и колокольчики, то есть колористический мир китайского быта передается композитором в партитуре», -рассказывает дирижер спектакля Андрей Иванов.
Усиленный звук достигается благодаря большому сценическому оркестру.
«У Пуччини в партитуре написано, что там должно быть шесть трубачей, четыре тромбона, два саксофона, ударники и вот эта вся масса, которая звучит в таких монументальных, финальных эпизодах оперы, она действительно переносит нас куда-то далеко, в тот самый Пекин, на те самые просторы, где можно часами гулять по императорским закоулкам»,- отмечает дирижер.
«Это необычная опера даже для самого Пуччини»
Особое значение в опере «Турандот» имеет хор, при этом использовать хор в таком объеме для Пуччини не свойственно.
«Композитор создает при помощи хора абсолютно разные звуковые картины. Мы услышим с вами и хор духов, и хор призраков, — делится Андрей Иванов.-Пуччини пишет в партитуре о том, что чтобы создать необходимый эффект, хоровой коллектив должен складывать руки трубочкой и вот таким образом исполнять этот номер. Благодаря специфическому эффекту такого глубокого звука мы попадаем в какой -то абсолютно потусторонний мир».
Вокал: сильное сопрано и крепкий тенор
Постановщики оперы отмечают: для того, чтобы поставить «Турандот», театру необходимо иметь очень хороший состав вокалистов.
«Потому что, как мы знаем, в этой опере есть две партии, которые очень сложно исполнимы для вокалистов и их можно, так сказать, на пальцах двух рук, наверное, сосчитать: тех, кто берется за эти партии. Это партия Калафа и партия Турандот», -отмечает дирижер.
Партия Калафа хотя и написана высоко, но ряд арий и эпизодов тенору приходится исполнять в низкой тесситуре (преоблад. расположение звуков по высоте — прим.ред.) Не каждому певцу это под силу.
Иванов признается: есть чувство гордости за то, что вокальный коллектив театра способен на это.
«У нас на сегодняшний день три состава Калафа, два состава в партии Турандот. Несмотря на то, что по объему партия не такая большая, потому что Турандот появляется во втором действии, но нагрузка, которая ложится на исполнительницу, она колоссальная», — рассказывает дирижер.
В версии Музыкального театра принцесса Турандот выходит на сцену вместо привычного пения откуда -то издалека, которое традиционно используется в постановках этой оперы для создания образа неприступной, ледяной принцессы. Сама партия создана для сильного сопрано с драматическими вкраплениями.
Дирижер говорит, что название «Турандот» несколько лет было в портфолио театра, но ставить ранее спектакль не решались.
Экзистенциальная сказка после Первой Мировой
Режиссер-постановщик спектакля Павел Сорокин признается, что поставить «Турандот» для театра было сверхсложной задачей. Потому что даже не было понимания есть ли подходящий состав артистов.
«Для меня это первое в жизни обращение к жанру сказочная опера. Этот жанр совершенно отличается от всего остального, и у Пуччини это непросто сказка, у Пуччини написано в партитуре, что действие оперы происходит в сказочные легендарные времена, то есть он развязал всем режиссерам руки, потому что никто не знает, что происходило в сказочные, легендарные времена», — отмечает Сорокин.
При это режиссер говорит, что Пуччини понимал, что это его последняя работа, так как достаточно долго болел. И поэтому опера и стала неким аллегорическим размышлением композитора над смыслом жизни.
«Поставить „Турнадот“ — это дерзость»
«Очень много вопросов он поднимает в этой опере: о взаимоотношениях людей друг с другом, о взаимоотношениях масс, толпы и личности. Мне показалось, что эту оперу можно назвать реквиемом Пуччини, потому по своему темпоритму она достаточно монументальная, практически каждая сцена — это некий придуманный ритуал, то есть я не вижу здесь просто музыки, бытовых сцен. Музыка оперы выше наших представления об обычных земных чувствах», — отмечает Сорокин.
Режиссер говорит, что Пуччини написал это произведение после Первой мировой войны, когда общество было раздроблено и изменилось. При этом сам композитор был человеком необычным, неоднозначным и изменил свои взгляды в конце жизни.
«Мы понимаем, что композитор очень азартен. Калаф писался и с Пуччини тоже. Например, он был заядлым автомобилистом, практически первым в Италии приобрел автомобиль. Однако так случилось, что он при первой своей поездки попал в аварию и после этого боялся садиться за руль. Но на его вилле до сих пор стоит парк автомобилей, которые он мог себе позволить», -комментирует режиссер.
По мнению Сорокина, музыка в «Турандот» ближе к экспрессионизму: Пуччини понимает, что после Первой мировой войны появились новые смыслы и сочинять по-старому уже не получится.
«Эпоха цифровизации и чувства»
«Пинг, Понг, Панг — три императорских министра говорят о сложном годе — годе Тигра, годе испытаний. И это рефлексия о раздробленности мира очень созвучна сегодняшнему дню. Мы все живем в комфорте, в мире, где можно получить помощь отовсюду и прожить достаточно долго, не выходя из дома как это было в пандемию. При это чувствам остается меньше места», — размышляет режиссер.
Самая главная тема оперы — любовь в спектакле выражена символична. У каждого артиста хора в руках куб. Это и своего рода пиксель, и своеобразный сосуд любви.
«Цель персонажей оперы найти в себе чистое, светлое чувство любви. Многие и в нашем обществе не знают, что в каждом человеке существует любовь. Просто ей надо дать возможность проявить себя. В опере проявляет любовь только Лиу, которая этим чистым и жертвенным чувством разрушает всю эту жестокость музыки, действия и отношений в опере и в итоге преображает Турандот», — отмечает Сорокин.
Хореограф-постановщик из Петербурга Антон Дорофеев говорит, что его задача была привнести в спектакль современное движение, пластику и научить этому более привычный к классическим танцам балетный коллектив. Потому что сам спектакль в итоге получился ультрасовременным.
«Я для себя называю это IT-спектаклем, потому что здесь много соединения с современными технологиями. И, гуляя по Ростову, я видел много современных ребят. Вот их-то и привлечет афиша, компьютерные технологии. А через такую форму можно будет донести и важные смыслы этого музыкального творения Пуччини, через современное искусство завлечь в классическое», -рассказывает Дорофеев.
Художник по свету Ростовского музыкального Ирина Вторникова отмечает, что ее совместная работа с художником-постановщиком Вячеславом Окуневым и художником видеоарта Сергеем Некозыревым была по-настоящему сложной.
«Если ходить на оперу и не скучать, то это именно такая»
«В Музыкальном такого еще не было, потому что в спектакле совместно используется работа проекторов — передняя и задняя проекция, а также светодиодный экран и световые эффекты. Это непросто, но очень интересно. Картинки все разнообразные. При этом, посмотрев оперу, вы поймете, что одного раза мало. Этот спектакль нужно смотреть два-три раза, чтобы все заметить, все понять, все рассмотреть», — отмечает Вторникова.
Оперу «Турандот» в этом театральном сезоне можно будет посмотреть 16-го мая.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.