//Фото с сайта: kinopoisk.ru

Картину «Училка» Алексея Петрухина, наверное, можно назвать одним из лучших российских фильмов последнего времени. Без нравоучения и догматизма режиссер и актеры смогли показать то, чего действительно не хватает обществу.

Интересно выстроен весь фильм. В центре действия класс средней школы. Ученики, учитель, урок истории. Поначалу все несколько шаблонно: ученики не воспринимают учителя, который отдал школе 40 лет жизни, ведут себя неуважительно, встают, ходят по классу и говорят по телефону. Действие начинает развиваться именно в тот момент, когда один из учеников достает пистолет.

В этот момент ломается и неспешный шаблонный ход жизни, и что-то важное внутри учительницы. Именно в тот момент, когда она решает взять класс в заложники, она превращается из учительницы в училку. Она, доведенная до отчаянья глупостью чиновников, которые требуют постоянных отчетов, глупостью учеников, которые не хотят видеть дальше собственного носа, глупостью окружающего мира, в который она не слишком вписывается, решается на поступок.

 

[quote_center]Пистолет, который побывал в руках практически у каждого подростка, становится своеобразным ключом к разгадке тайны живого человека. Вдруг оказывается, что ученики вовсе не бездушные уроды, они личности, думающие люди, которые по каким-то неясным причинам решили стать уродами.[/quote_center]

Волшебным образом пистолет, попадая в руки каждого героя, дает ему возможность говорить, выговаривать то, что копилось внутри годами. Возможно, именно стрессовая ситуация дала возможность подросткам сказать вслух то, в чем они не признаются сами себе.

//Фото с сайта: kinopoisk.ru
//Фото с сайта: kinopoisk.ru

Несколько учеников, запертые училкой в четырех стенах, разыгрывают перед зрителем настоящую трагедию. А в это время за пределами класса мы видим фарс. Типичные персонажи ведут себя совершенно типично и ожидаемо. В каждом из них доведены до абсурда типичные черты. Так, директриса в строгом костюме, на шпильках и в очках ведет себя именно так, как должна: ругает учителя, пытается не поссориться с начальством, пытается удержать порядок в школе.

Герой Андрея Мерзликина, полицейский, который приезжает на вызов директора, предстает перед нами эдаким рембо. Его одежда, походка, манера держаться говорят о том, что перед нами типичный герой, который приехал спасать мир, никак не меньше.

Героиня Алисы Гребенщиковой, журналистка, показана как типичный представитель худшей части своей профессии. Она в погоне за сенсацией, она цинична, она не думает о том, что кто-то может погибнуть. Ситуация с террористом и заложниками для нее всего лишь очередной сюжет.

kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

Даже пьющий охранник и недотепа-уборщица показаны именно такими, какими мы привыкли видеть их всегда и везде. Сразу возникает ассоциация с детским журналом «Ералаш». Но именно на контрасте фарсового общества и настоящей беды класса мы можем оценить эту беду на нужном уровне.

В мире этого фильма есть один очень интересный персонаж, сыгранный Розой Хайруллиной. Помощник директора создает образ современной юродивой, которая повторяет слово в слово все за своей начальницей, угощает всех конфетами «Рот Фронт», говорит невпопад и вообще выглядит крайне нелепо. Возможно, именно поэтому в конце, когда мы видим эту героиню плачущей, мы настолько сочувствуем ей.

[quote_center]Плачущий юродивый пугает. Именно так пугают слезы этой героини.[/quote_center]

Когда полицейские врываются в запертый класс, вся боль, которая скопилась внутри, как будто вырывается наружу. Именно эта боль превращает фарс обыденной жизни в нечто большее. Герои становятся из шаблонных живыми. Теперь мы видим, как плачет директор, как майор вспоминает свою учительницу и торопит медиков, чтобы спасти ей жизнь. Мы видим журналистку, которая вместо поиска сенсаций готова перестать снимать материал, потому что «такое в эфир все равно не поставят».

Конечно, основным персонажем фильма становится именно училка, Алла Николаевна, образ, гениально сыгранный Ириной Купченко. Она — источник той боли, которая должна вырваться наружу в классе. Именно она отдала школе всю жизнь, скорее всего из-за работы упустила дочь, о которой известно только, что она живет и работает в Германии. Она не спит ночами, а подходя к некогда любимой школе, думает о том, что этот день станет очередным в череде однообразного ужаса, в который превратилось все вокруг.

Возможно, в яркой кинокарьере Ирины Купченко не хватало именно этой роли. Мы видели ее с оружием в руках в «Старых клячах» Рязанова, но там у Купченко совершенно иной образ. Светлая грусть рязановского кино несопоставима с трагедией, которую актриса смогла передать в «Училке». Это огромная беда старого поколения, которое уходит, уходит вместе со своими эмоциями, жаждой знаний, желанием показать нам, что есть нечто лучше, чем пластмассовые гаджеты, в которых теперь заключена вся наша жизнь. Образ училки — это образ титана прошлого, который если еще не умер, то совсем скоро сделает это.

//Фото с сайта: kinopoisk.ru
//Фото с сайта: kinopoisk.ru

Купченко показала развитие образа, старая училка, одинокая старуха превращается в женщину, она оживает, она способна улыбаться, способна прожить еще один день. Причем, прожить его с радостью. Эта метаморфоза была бы невозможна без взаимодействия с учениками. Училка продолжает жить именно потому, что знает, что новое поколение не безнадежно, что не все так плохо.

Песня у костра становится финальным аккордом картины, громкой светлой нотой, которая заставляет пересмотреть свое отношение к тому, с чем мы сталкиваемся каждый день. Ты видишь людей, который способны получать удовольствие от музыки и природы и понимаешь, что ничего не потеряно, главное — посмотреть в глаза друг другу и понять, что важен каждый из нас.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Новости smi2.ru

Новости партнеров