Всем известно, что в аэропорту пассажиры проходят жесткий контроль. Однако несмотря на это в чемоданах, одежде и внутри людей периодически находят интересные предметы. Кроме того, некоторые нарушения пассажиры могут делать и нечаянно, но тем менее становятся фигурантами уголовных дел. Что происходит с багажем в аэропорту, есть ли замена личному досмотру и сколько литров алкоголя и пачек сигарет можно перевозить с собой — узнал «Городской репортер».
Лента комплектовки багажа — испытание номер один
«После регистрации пассажира на рейс его багаж уходит в отдел комплектовки. Там он катается по ленте до загрузки в багажное отделение. Но если таможенный инспектор замечает что-то подозрительное внутри багажа, то его вскрывают только в присутствии
пассажира», — рассказывает замначальника таможенного поста аэропорта «Платов» Иван Фролов. — Инспектор нажимает на пульте нужную кнопку и вызвавший сомнение багаж сбрасывается. После чего с привлечением грузчиков аэропорта он перемещается на третий этаж — в зону вылета, там его вскрывают, пассажир получает пояснение о нарушениях итд».
Багаж на ленте сканируется с помощью 3D-томографа, затем инспектор изучает изображение — на оценку содержимого одного чемодана уходит полторы минуты, а так как регистрация на рейс идет три часа, то просмотреть тщательно багаж всегда можно успеть.
Если никаких вопросов не возникает, то багаж рейсов на вылет отправляется на комплектовку и затем попадает в пункт назначения — багажное отделение самолета.
В случае же проверки багажа после прилета он также прицельно изучается с помощью сканера и инспектора.
«Здесь у нас происходит 100% осмотр багажа, что позволяет далее, в зале прилета проводить контроль исключительно в отношении тех пассажиров, багаж которых может иметь нарушения таможенных правил. При этом все остальные пассажиры, багаж которых не вызвал нареканий, могут его спокойно получить и выйти через зеленый таможенный коридор, если им нечего декларировать по прилету», — отмечает Фролов.
Конечно, бывают случаи нарушений, и тогда багаж пассажира доставляют на третий этаж и ждут его владельца.
Найти владельца смутившего таможенных инспекторов багажа можно отсканировав багажную бирку. Тогда фамилия пассажира-владельца появляется на мониторах на третьем этаже.
«Наиболее частые нарушения при прилете — это провоз алкоголя, сигарет, холодного оружия, сильнодействующих психотропных веществ»
«В рейсах на вылет традиционно фиксируем превышение допустимого незадекларированного количества валюты и культурных ценностей: старинных монет, крестов, икон», — объясняет замначальника таможенного поста.
После регистрации и сдачи багажа все пассажиры — как внутренних, так и международных рейсов, проходят контроль службы авиационной безопасности и после этого испытания они должны сделать выбор — в какой таможенный коридор хотят пройти?
Красный или зеленый? Выбор за тобой, но сначала посчитай бутылки, сигареты и деньги
«Всю информацию о запрещенных к вывозу товаров и о тех товарах, которые необходимо декларировать пассажиры могут узнать непосредственно перед входом в зеленый и красный таможенные коридоры», — отмечает Фролов.
В аэропорту Платов такая информационная зона включает в себя информационные стенды, киоски с информацией, два видеомонитора и аудиоинформирование на четырех языках: русском, английском, французском и немецком.
При этом посмотреть образец заполненной декларации и взять бланк для ее заполнения в случае необходимости можно на специальной стойке рядом с информационной зоной.
Если пассажиру перед вылетом или по прилету нечего декларировать, то он выбирает зеленый коридор и с багажом проходит через него на выход из аэропорта.
Стоит отметить, что 200 сигарет, алкоголь до 3 литров и деньги до 10 тысяч долларов декларировать не нужно
«Лимит в 3 литра алкоголя, которые разрешено ввозить без декларации относятся к человеку старше 18 лет, и если вы летите с ребенком 5 лет, то на него не распространяется норма ввоза, — рассказывает начальник таможенного поста аэропорта „Платов“ Вячеслав Стародубов. -Сейчас продавцы в турецких магазинах dute-free не продают на один посадочный больше трех литров алкоголя россиянам, потому что знают эту таможенную норму для РФ. Но это не всегда останавливает наших туристов: некоторые берут посадочный талон соседа и докупают по нему».
По закону, чтобы привести откуда-либо от трех до пяти литров алкоголя пассажир обязан заполнить письменную декларацию и еще уплатить пошлину в размере 10 евро за литр, а провоз алкоголя в объеме свыше пяти литров считается уже коммерческой партией, а не для личного использования.
Такие объемы оформляют не по пассажирской, а по торговой декларации и предполагают уплату пошлин и акцизов и получение акцизных марок. Сделать это невозможно, потому что акцизные марки физическое лицо получить не имеет право.
«Хотя у нас есть лимит в 200 сигарет и 250 грамм табака, но сейчас пассажиры из Азии перевозят так называемый жевательный табак — насвай. Его везут просто в неограниченном количестве. При этом насвай — это вообще непонятно что и неизвестно как его классифицировать. После экспертизы выяснилось, что его основные компоненты — табак, известь и куриный помет», — отмечает Стародубов.
Согласно статистике таможенного поста аэропорта с января по начало декабря 2021 года было возбуждено 11 уголовных дел по контрабанде сигарет. При этом три уголовных дела открыли в отношении преступных групп. В результате было изъято более 188 000 пачек сигарет общей стоимостью 25 млн рублей.
«Федеральная Таможенная служба в настоящее время прогрессивно развивается. Сейчас, например, мы полностью перешли на электронное декларирование товаров, то есть все товары можно задекларировать в 16 центрах электронного декларирования (ЦЭДах) по всей стране. Cделать это нужно заранее, потому что на таможенных постах в электронном виде товары не декларируются», — отметил Стародубов.
В настоящее время человек может заполнить декларацию дома в электронном виде, подать ее в центрах электронного декларирования и получить регистрационный код.
Затем в аэропорту перед красным коридором человек показывает код от электронной декларации, инспектор вводит код и видит, что за товары пассажир задекларировал. После этого он распечатывает два экземпляра декларации — один отдает пассажиру, второй оставляет себе.
При этом данные из заполненных вручную на таможенном посту деклараций также вносятся инспектором в электронную базу.
Когда есть что скрывать
Между красным и зеленым таможенными коридорами оборудовано специальное помещение похожее на медицинское. Здесь находится сканер человеческого тела —X-SCAN.
«И на прилете, и на вылете в Платове есть сканеры человеческого тела, которые нам позволяют проводить контроль и выявлять скрытые в одежде или внутри тела вложения, — рассказывает Стародубов. — Это большая профилактическая мера против перемещения контрабанды и против нарушения таможенного законодательства, сканер очень помогает нам в повседневной работе».
Чаще всего с помощью такого сканера ищут наркотики, однако иногда находятся и денежные средства в карманах одежды. Стародубов вспоминает: в 2019 году с помощью сканирования у пассажирки в бюстгальтере был обнаружен синтетический наркотик — так называемая «марка». Провоз наркотических средств — это уже уголовное дело.
«У нас есть такая форма таможенного контроля как личный досмотр. Это особая форма, которая из-за своей специфики сейчас применяется крайне редко. Для ее замены мы используем сканер тела», — отмечает начальник таможенного поста аэропорта.
Сканер человеческого тела каждый год проходит освидетельствование, где измеряется его радиационный фон. При этом человек подписывает согласие на сканирование его тела и получает информацию о влиянии процедуры на организм.
«Сканируют только тех пассажиров, которые странно, подозрительно себя ведут — то ли пьяные или под действием наркотиков, то ли чего-то бояться. Например, человек везет с собой до 10 тысяч долларов. Инспектор спрашивает: если ли еще деньги? Пассажир говорит, что „нет, я все указал“, однако волнуется. Это может быть основанием для сканирования — возможно, неучтенные деньги лежат у него в карманах», — констатирует Стародубов.
Конечно, по словам таможенников, бывает, что после сканирования ничего подозрительного или неучтенного инспекторы не находят. При этом следует отметить, что и сканирование происходит далеко не каждый день — обычно это от 5 до 10 случаев в месяц.
Может ли пассажир отказаться от сканирования? Конечно. Но тогда его ждет еще более неприятная и более длительная по времени процедура — личный досмотр. Тогда человеку придется в отдельной комнате раздеваться и показывать свою одежду инспектору, который обязан будет ее проверить.
«Чаще всего сканируем на прилете пассажиров из Азии: Таджикистана и Узбекистана. На вылете — это рейсы в Турцию, Узбекистан и ОАЭ. Отказываются от сканирования обычно единицы», — резюмирует начальник таможенного поста Платова.
Проверка радиации и испытание собаками
Из запрещенного к ввозу на таможенному посту Платова находят наркотики, сильнодействующие вещества и психотропные препараты.
«Первый случай выявления запрещенного вещества у меня был очень давно, но запомнился, -вспоминает Стародубов. — Летел мужчина-ветеринар с дочкой 11 лет. Он ветврач, летел из Узбекистана в Россию к родителям, хотел помочь им в сельском хозяйстве. У него было обнаружен сильнодействующий препарат для лечения животных. Мужчина сказал, что просто забыл его выложить из сумки перед вылетом. Но в итоге — уголовное дело».
По закону перевозить сильнодействующие и психотропные препараты можно только имея рецепт врача и медицинские показания для их приема. «На самом деле хотя наркотики и находят у пассажиров, но случается это нечасто. При путешествии воздушным транспортом человеку предстоит много проверок и провести что-то запрещенное сложно», — отмечает глава таможенного поста ростовской аэрогавани.
При въезде и выезде из России запрещено также перевозит с собой какие-либо предметы с радиационным излучением.
«У нас все проходы в Платове оборудованы системой контроля за делящимся радиоактивными веществами „Янтарь“ с довольным большим радиусом отслеживания. Если человек проходил радиационное лечение, на него также сработает система. Поэтому такой пассажир обязан предоставить документы о том, что проходил лечение в медучреждении», — отметил замначальника таможенного поста Иван Фролов.
В аэропорту Платов были случаи перевозки предметов с повышенным радиационным фоном: это были компас и автомобильные часы
«Пассажир занимался реставрацией старинных автомобилей, летел из Грузии и имел при себе часы с превышенным радиационным фоном. В итоге часы были изъяты, помещены в бокс, затем их забрали сотрудники специальной утилизирующей компании. А в отношении владельца часов завели уголовное дело. При этом знал он о том, что они радиационные или тот факт, что их нельзя транспортировать на самолете — все это не освобождает от ответственности в любом случае», — заявил Фролов.
Если уровень радиации проверяют специальными приборами, то контрафактные партии табака могут учуять служебные собаки.
«Когда у нас приходят грузовые партии из наркоопасных стран, то все они проходят через рентген-аппарат. В том случае, когда инспекторы замечают в этих грузах что-то подозрительное, то мы приводим кинолога», — рассказывает Фролов.
Кинолог Николай Сапухин несет таможенную службу вместе со своей семилетней немецкой овчаркой Теей. Срок кинологической службы собак обычно составляет восемь лет, но если животное находится в хорошей форме, то он может быть и продлен до 9–10 лет. Для такой работы традиционно используют немецких овчарок, спаниелей и лабрадоров.
«Эта собака специализируется на поиске наркотических, сильнодействующих и психотропных веществ, но есть еще одна дополнительная специализация — поиск табачных изделий, — рассказывает Сапухин. — Базовые навыки для поиска запрещенных веществ тренируют у собаки до года, но в целом животное совершенствуется всю свою жизнь. Как и люди в своих профессиях. Но есть существенное отличие: Тея после работы не устает, потому что для нее это игра».
Альтернативной настоящей собаки является специальное устройство, которое называется «электронная собака». С ее помощью можно найти взрывоопасные вещества и наркотики. Для этого «электронную собаку» подносят вплотную к проверяемому объекту, устройство вдыхает пары воздуха и выявляет запрещенные вещества, если они есть.
Проверка багажа, сканирование, таможенные коридоры и собаки —
в аэропорту пассажиров ждет масса испытаний.
Но стоит отметить, что те пассажиры, кто не нарушают правила, пройдут эти испытания с легкостью, а нарушителей обязательно поймают.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.