В ростовском Театре 18+ готовится премьера — спектакль «Исповедь мазохиста». Для постановки приглашен московский режиссер Талгат Баталов, сотрудничающий с Театром.doc, фестивалем «Территория», Центром им. Мейерхольда и многими другими театрами страны. «Городской репортер» поговорил с режиссером и актером Талгатом Баталовым об «Исповеди мазохиста», отражении реальности в современном театральном искусстве и высказываниях режиссеров в спектаклях.
— Талгат, вы работаете над постановкой спектакля «Исповедь мазохиста» в Театре 18+. О чем пойдет речь?
— Это такой гротескный, скорее даже парадоксальный текст, написанный чешским драматургом Романом Сикорой. Это ироничное переосмысление того, что происходит сейчас с нами, современными людьми, но через монолог человека, который принадлежит к БДСМ-культуре. И этот самый мазохист начинает менять чуть ли не мировой порядок. «Исповедь мазохиста» — это гротескный перевертыш, абсурдистская история в чем-то, но она про нас — про людей, которые сидят в офисах, работают в театрах, пишут в газеты и вообще живут в России, например. Социальный смысл пьесы очень актуален и для нашей страны: кажется, что у нас многие люди действительно научились получать удовольствие от трудностей, лишений и унижений и не хотят жить по-другому.
— Гротеск, абсурд, ирония — в итоге какой жанр у этого спектакля?
— Во-первых, у меня подобралась очень веселая компания артистов — Леша Тимченко, Антон Соловьев, Света Башкирова — это настоящие сорвиголова этого театра. С ними интересно работать над этим материалом, именно в плане актерского безумия какого-то. Жанр мы обозначили как треш-шапито. Вообще, сейчас в театре и в искусстве, а самое главное в жизни, — тенденция мультижанровости: нельзя сказать однозначно, что перед тобой — комедия, драма или что-то еще. То же самое в жизни: если посмотреть на мемы, которые рождает жизнь, то они дико смешные, но контекст их появления — повседневность. Взять хотя бы медведевский мем «денег нет, но вы держитесь».
— То есть у вас две цели в этом спектакле — развлекательная и поучительная?
— В этом и прелесть текста: он не поучает, не морализирует, но когда ты «въезжаешь» в происходящее, то там есть над чем серьезно подумать.
[quote_center]Мне кажется, современный человек хорошо воспринимает многие вещи через юмор, через острое, порой нелицеприятное высказывание, это всегда интереснее. Все любят провокации.[/quote_center]
— Вы представляли пьесу «Исповедь мазохиста» на фестивале читок «Перепост». А ставилась ли она где-нибудь?
— Нет, я думал поставить ее как раз в Москве, но не вышло. У нас с успехом прошли две читки — на «Перепосте» и в Чешском культурном центре. Тогда как раз происходило много политических событий, и мы использовали эти актуальные моменты в читке. Пьеса осталась у меня в памяти, а в Театре 18+ сейчас как раз идет сезон иностранной драматургии. Из 3–4 пьес, которые мы обсуждали, решили ставить именно «Исповедь мазохиста».
— В этой постановке останутся ли те «актуальные моменты», о которых вы упомянули?
— Да, очень многое здесь осмысляем через российскую реальность. Пьеса о Чехии, и есть нужная нам дистанция. Мы же включаем российские моменты, без этого невозможно: мы живем здесь, мы же мало что знаем про Чехию. Имея в руках чешскую пьесу, мы говорим, конечно, про нас сегодняшних.
— Оставляете ли вы за актерами право на импровизацию?
— Я всегда за совместное «сочинение» спектаклей, не во всех театрах и не все артисты хотят и могут это делать, но я всегда предлагаю им работать вместе. Когда артисты приносят много своего, это получается и их спектакль. А не так, что приехал чувак, поставил, и они должны это делать. Общая работа мне ближе. Ну, как обычно в театре бывает: полная свобода при полной диктатуре.
— Несколько лет назад вы привозили в Театр 18+ свой моноспектакль «Узбек». Эта постановка получила большой отклик и у зрителей, и у театральных деятелей. Вы часто говорите, что в любом спектакле должно быть высказывание. Какое высказывание в «Узбеке»?
— В «Узбеке» — высказывание очень личное. Это история моего переезда, моей семьи, эвакуации моей семьи во время Второй мировой войны. Высказывание очень простое и сентиментальное: мы не должны забывать то, что было совсем недавно. Мою прабабушку с дедушкой спасли в Узбекистане. Когда я переехал в Россию, я был поражен уровню бытового национализма, который есть здесь: слово «чурка» — повседневного обихода, и это в многонациональной стране, что удивительно. Это еще и следствие невежества, отсутствия информации. Я сделал этот спектакль, чтобы в развлекательной форме рассказать, что такое Узбекистан и какая история нас связывает.
— То есть в любом спектакле можно найти высказывание? Даже если это Шекспир?
— Мне кажется, режиссер обязан высказываться, иначе вообще зачем заниматься театром. У тебя есть что сказать, а пьеса — это возможность высказаться.
[quote_center]Любой спектакль должен быть высказыванием, все остальное — просто сборка эпизодов. В современном театре пьеса — это просто причина для разговора со зрителем.[/quote_center]
И это должно быть не только твое высказывание, но и артистов, всей постановочной группы. Репертуарные театры часто оторваны от реальности — это большая проблема. Вообще, театр — это одно из тех мест, где можно закрыться и жить в таком красивом мире псевдоклассических спектаклей. А если артист теряет нерв, не чувствует сегодняшний день, то он перестает быть артистом.
— Что говорит вам о том, что спектакль получился, и результат именно такой, как вы хотели?
— Сложно так сразу сказать, здесь несколько аспектов: есть задачи, которые я перед собой ставлю, и мне интересно их проверить и попробовать. А театр случается тогда, когда приходят первые зрители. Например, то, что нам казалось смешным, зрителям таковым не покажется или наоборот. Без зрителя театра не существует, он — соавтор спектакля.
— А вам как актеру больше нравится играть одному или когда есть поддержка со стороны других артистов?
— Если честно, у меня нет времени быть актером, это две разные профессии: все-таки либо играть, либо заниматься режиссурой. Чтобы быть артистом, надо посвящать этому все свое время — ходить на кастинги, рассылать везде свои резюме, фотографии. Мне никогда это не было близко, никогда не ощущал себя в этой профессии. Я и на актера-то не учился, так получилось, что меня в Москве задействовали как артиста, потом я сделал «Узбека»… И это уже не актерский театр, это ближе к стендапу — просто я разговариваю с людьми. Этот жанр по мне.
— Над чем еще сейчас работаете?
— В Самаре я режиссировал открытие фестиваля «ВолгаФест», который проходил 4—5 июня. Еще буду куратором программы «Живые пространства» фестиваля «Территория»: сейчас ищу режиссеров, которые будут в этом участвовать. С «Узбеком» поеду на «Коляда-Plays» в конце июня, а потом планирую немного отдохнуть, потому что в этом сезоне у меня не было, наверное, и трех выходных подряд. И, конечно, будут спектакли в новом сезоне, а какие — это пока секрет.
Премьера спектакля «Исповедь мазохиста» пройдет 16 и 19 июня в Театре 18+.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.