Талгат Баталов: «Люди научились получать удовольствие от трудностей и не хотят жить по-другому»

Талгат Баталов // Фото: Герман Греков

В ростовском Театре 18+ готовится премьера  спектакль «Исповедь мазохиста». Для постановки приглашен московский режиссер Талгат Баталов, сотрудничающий с Театром.doc, фестивалем «Территория», Центром им. Мейерхольда и многими другими театрами страны. «Городской репортер» поговорил с режиссером и актером Талгатом Баталовым об «Исповеди мазохиста», отражении реальности в современном театральном искусстве и высказываниях режиссеров в спектаклях.

 Талгат, вы работаете над постановкой спектакля «Исповедь мазохиста» в Театре 18+. О чем пойдет речь?

 Это такой гротескный, скорее даже парадоксальный текст, написанный чешским драматургом Романом Сикорой. Это ироничное переосмысление того, что происходит сейчас с нами, современными людьми, но через монолог человека, который принадлежит к БДСМ-культуре. И этот самый мазохист начинает менять чуть ли не мировой порядок. «Исповедь мазохиста»  это гротескный перевертыш, абсурдистская история в чем-то, но она про нас  про людей, которые сидят в офисах, работают в театрах, пишут в газеты и вообще живут в России, например. Социальный смысл пьесы очень актуален и для нашей страны: кажется, что у нас многие люди действительно научились получать удовольствие от трудностей, лишений и унижений и не хотят жить по-другому.

 

 Гротеск, абсурд, ирония  в итоге какой жанр у этого спектакля?

 Во-первых, у меня подобралась очень веселая компания артистов  Леша Тимченко, Антон Соловьев, Света Башкирова  это настоящие сорвиголова этого театра. С ними интересно работать над этим материалом, именно в плане актерского безумия какого-то. Жанр мы обозначили как треш-шапито. Вообще, сейчас в театре и в искусстве, а самое главное в жизни,  тенденция мультижанровости: нельзя сказать однозначно, что перед тобой  комедия, драма или что-то еще. То же самое в жизни: если посмотреть на мемы, которые рождает жизнь, то они дико смешные, но контекст их появления — повседневность. Взять хотя бы медведевский мем «денег нет, но вы держитесь».

 То есть у вас две цели в этом спектакле — развлекательная и поучительная?

 В этом и прелесть текста: он не поучает, не морализирует, но когда ты «въезжаешь» в происходящее, то там есть над чем серьезно подумать.

[quote_center]Мне кажется, современный человек хорошо воспринимает многие вещи через юмор, через острое, порой нелицеприятное высказывание, это всегда интереснее. Все любят провокации.[/quote_center]

 Вы представляли пьесу «Исповедь мазохиста» на фестивале читок «Перепост». А ставилась ли она где-нибудь?

 Нет, я думал поставить ее как раз в Москве, но не вышло. У нас с успехом прошли две читки  на «Перепосте» и в Чешском культурном центре. Тогда как раз происходило много политических событий, и мы использовали эти актуальные моменты в читке. Пьеса осталась у меня в памяти, а в Театре 18+ сейчас как раз идет сезон иностранной драматургии. Из 34 пьес, которые мы обсуждали, решили ставить именно «Исповедь мазохиста».

 В этой постановке останутся ли те «актуальные моменты», о которых вы упомянули?

 Да, очень многое здесь осмысляем через российскую реальность. Пьеса о Чехии, и есть нужная нам дистанция. Мы же включаем российские моменты, без этого невозможно: мы живем здесь, мы же мало что знаем про Чехию. Имея в руках чешскую пьесу, мы говорим, конечно, про нас сегодняшних.

 Оставляете ли вы за актерами право на импровизацию?

 Я всегда за совместное «сочинение» спектаклей, не во всех театрах и не все артисты хотят и могут это делать, но я всегда предлагаю им работать вместе. Когда артисты приносят много своего, это получается и их спектакль. А не так, что приехал чувак, поставил, и они должны это делать. Общая работа мне ближе. Ну, как обычно в театре бывает: полная свобода при полной диктатуре.

 Несколько лет назад вы привозили в Театр 18+ свой моноспектакль «Узбек». Эта постановка получила большой отклик и у зрителей, и у театральных деятелей. Вы часто говорите, что в любом спектакле должно быть высказывание. Какое высказывание в «Узбеке»?

 В «Узбеке»  высказывание очень личное. Это история моего переезда, моей семьи, эвакуации моей семьи во время Второй мировой войны. Высказывание очень простое и сентиментальное: мы не должны забывать то, что было совсем недавно. Мою прабабушку с дедушкой спасли в Узбекистане. Когда я переехал в Россию, я был поражен уровню бытового национализма, который есть здесь: слово «чурка»  повседневного обихода, и это в многонациональной стране, что удивительно. Это еще и следствие невежества, отсутствия информации. Я сделал этот спектакль, чтобы в развлекательной форме рассказать, что такое Узбекистан и какая история нас связывает.

 То есть в любом спектакле можно найти высказывание? Даже если это Шекспир?

 Мне кажется, режиссер обязан высказываться, иначе вообще зачем заниматься театром. У тебя есть что сказать, а пьеса  это возможность высказаться.

[quote_center]Любой спектакль должен быть высказыванием, все остальное  просто сборка эпизодов. В современном театре пьеса  это просто причина для разговора со зрителем.[/quote_center]

И это должно быть не только твое высказывание, но и артистов, всей постановочной группы. Репертуарные театры часто оторваны от реальности  это большая проблема. Вообще, театр  это одно из тех мест, где можно закрыться и жить в таком красивом мире псевдоклассических спектаклей. А если артист теряет нерв, не чувствует сегодняшний день, то он перестает быть артистом.

 Что говорит вам о том, что спектакль получился, и результат именно такой, как вы хотели?

 Сложно так сразу сказать, здесь несколько аспектов: есть задачи, которые я перед собой ставлю, и мне интересно их проверить и попробовать. А театр случается тогда, когда приходят первые зрители. Например, то, что нам казалось смешным, зрителям таковым не покажется или наоборот. Без зрителя театра не существует, он — соавтор спектакля.

 А вам как актеру больше нравится играть одному или когда есть поддержка со стороны других артистов?

 Если честно, у меня нет времени быть актером, это две разные профессии: все-таки либо играть, либо заниматься режиссурой. Чтобы быть артистом, надо посвящать этому все свое время  ходить на кастинги, рассылать везде свои резюме, фотографии. Мне никогда это не было близко, никогда не ощущал себя в этой профессии. Я и на актера-то не учился, так получилось, что меня в Москве задействовали как артиста, потом я сделал «Узбека» И это уже не актерский театр, это ближе к стендапу  просто я разговариваю с людьми. Этот жанр по мне.

 Над чем еще сейчас работаете?

 В Самаре я режиссировал открытие фестиваля «ВолгаФест», который проходил 45 июня. Еще буду куратором программы «Живые пространства» фестиваля «Территория»: сейчас ищу режиссеров, которые будут в этом участвовать. С «Узбеком» поеду на «Коляда-Plays» в конце июня, а потом планирую немного отдохнуть, потому что в этом сезоне у меня не было, наверное, и трех выходных подряд. И, конечно, будут спектакли в новом сезоне, а какие — это пока секрет.

Премьера спектакля «Исповедь мазохиста» пройдет 16 и 19 июня в Театре 18+.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.