Такая жизнь

В прокат вышел фильм "Битва за Севастополь"

Кадр из фильма "Битва за Севастополь" // фото с сайта film.ru

Военная драма режиссера Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь», вышедшая на экраны 2 апреля, возглавила российский прокат по итогам прошедших выходных. Картина о самой успешной женщине-снайпере — определенно лучший военный фильм, снятый в современном российском кинематографе.

Вышедший накануне Дня Победы фильм «Битва за Севастополь», который был снят Россией и Украиной совместно и в котором Америка вовсе не является сосредоточением зла, кажется в сегодняшней ситуации если не из ряда вон выходящим событием, то уж точно смелым творческим шагом. Картина, рассказывающая о легендарном снайпере Людмиле Павличенко, которая во время Великой Отечественной войны убила 309 фашистских захватчиков, получилась на удивление антивоенной и честной.

Название картины «Битва за Севастополь» не совсем соответствует действительности: самой битвы в кадре вы не увидите, да и масштабных сцен боев тоже. Лента Сергея Мокрицкого, которого мы привыкли видеть чаще в роли оператора, больше напоминает драматический биографический фильм, кино о людях на войне, о войне и жизни — в лучших традициях советского кинематографа. «Битва за Севастополь» — о снайпере Людмиле Павличенко (Юлия Пересильд), которая еще в юности проявила талант невероятно меткого стрелка. После нападения немецких войск на СССР она, выпускница исторического факультета, идет на фронт, где становится снайпером. За год на ее счету было более трех сотен убитых фашистов.

 

[quote_center]Пережив тяжелые ранения и потерю близких, Людмила Павличенко в составе советской делегации поехала в США, желая добиться открытия Второго фронта.[/quote_center]

Кадр из фильма "Битва за Севастополь" // фото с сайта film.ru
Кадр из фильма “Битва за Севастополь” // фото с сайта film.ru

Военные сцены довольно органично переплетаются в фильме с эпизодами мирной американской жизни — чистыми комнатами, красивыми платьями и улыбками. Победы Людмилы Павличенко на фронте и на дипломатическом поле были значимы не только для нашей страны, но и для всего мира: солдаты шли в бой с ее именем на устах, а ее речь, произнесенная в 1942 году в Чикаго, стала символом борьбы против фашизма.

[quote_center]Тогда Павличенко сказала: «Мне 25 лет. Я убила 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго отсиживаетесь за моей спиной?»[/quote_center]

Тогда в США люди увидели в ней не жестокого убийцу, хотя и дали ей прозвище Леди Смерть, а женщину, жизнь которой изменила кровавая война.

«Битве за Севастополь» можно простить все: не всегда внятный сценарий, исторические неточности (в биографию Людмилы Павличенко сценаристы внесли корректировки — утаили от зрителя ее замужество в 16 лет и рождение сына), выбивающиеся из общей канвы повествования эпизоды. Потому что нужно быть просто самым бездушным циником, чтобы цепляться к мелочам, которые в этом фильме выглядят именно как песчинки. В общем — это колоссальная по накалу военная биографическая драма. И что самое главное — без поиска духовных скреп, как в недавнем «Батальоне» и «Сталинграде». «Битва за Севастополь» — откровенное и очень честное кино, которое не пытается оправдать действия военачальников — город сдали, погибли тысячи людей, — а просто рассказывает нам историю. И еще один момент, который выгодно отличает эту картину от многих других, — она неслезовыдавливающая. На ее просмотре — заплачите и не заметите, потому что это искренне и для каждого зрителя будет свой момент.

Огромная заслуга в этом — актрисы Юлии Пересильд, сыгравшей роль Людмилы Павличенко. На сегодня, безусловно, это самая знаковая работа в творческой биографии этой актрисы.

[quote_center]Нет в ее игре выпученных глаз, неуместной рефлексии, все получается достоверно: примерка платья, подаренного Элеонорой Рузвельт (Джоан Блэкхем), прицельные выстрелы, любовь, в конце концов.[/quote_center]

Кадр из фильма "Битва за Севастополь" // фото с сайта film.ru
Кадр из фильма “Битва за Севастополь” // фото с сайта film.ru

Людмила Павличенко оказалась в ужасных обстоятельствах, в которой ей приходится жить — как бы это страшно ни звучало, но приходится безжалостно стрелять по врагам, сидеть в засаде по много часов, влюбляться. В фильме — три ключевых мужских образа: сосредоточенный упрямец снайпер и командир Макаров (Олег Васильков), неказистый и располагающий врач Борис (Никита Тарасов) и смерившийся напарник-снайпер Леонид (Евгений Цыганов). К каждому — особенные чувства и, наверное, безграничная благодарность.

Герой Евгения Цыганова в одной из сцен фильма говорит снайперу Павличенко, что война — это такая жизнь. Если так, то на долю Людмилы Павличенко выпала одна из самых страшных жизней, которые только можно себе вообразить. Но стойкость этой женщины, безусловно, заслуживает восхищения. И, конечно, такого прекрасно снятого фильма о ней.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.