Так чего же хотят казаки?

Казачество — тема на юге России популярная, но «больная». Одни считают казаков «ряжеными», другие — патриотами, третьи — кем-то ещё. И у самих людей, именующих себя «казаками», и у государства российского, как показывает практика, нет единого мнения на этот счёт. Отсюда – то митинги, то обращения к руководству страны, то упрёки в попытках создания «казачьего государства» и отделения от России…

Клочки истории

Как ни смешно это звучит, но о происхождении как термина «казак», так и о корнях этого народа или сословия историки никогда не сходились во мнениях. К примеру, С. М. Соловьев и многие его коллеги считали казаками людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения. Л. Н. Гумилев считал казаков потомками касогов и бродников, есть также чисто «славянские» и иные гипотезы. Но во всех в них, практически, присутствует одно толкование — «вольный».

100, 200, 300 лет назад казаки были общностью людей (народом, сословием), проживающей на определённых территориях и сделавших воинскую доблесть своей «национальной» чертой. Именно казачьи войска после освобождения Руси от золото-ордынского ига в большинстве случаев выступали ключевым фактором прироста территорий государства Российского.

Если заглянуть в Википедию, то становится совершенно понятен житейский уклад и даже «родовая философия» казаков прошлого: «…Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Сначала спускали тонкой струйкой воду и „ставили руку“, чтобы клинок под правильным углом резал воду, не оставляя брызг. Потом учили „рубить лозу“, сидя на коновязи, на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому осёдланном. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранящиеся приёмы. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с раннего детства была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот…»

Это — пожалуй — показатель того, что казаки были народом. Имеющим свои обширные территории, преференции и обязанности во взаимоотношениях с государством, свой отличительный язык…

Тем не менее, согласно первой всероссийской переписи населения 1897 г. — только порядка 3 млн человек (2,3% всего населения страны) в Российской империи относилось к сословию казаков.

 

Половинчатость продолжается

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века в России стали возникать разнообразные казачьи движения. И по словам депутата Госдумы РФ Виктора Водолацкого, в настоящее время казачеству и казакам в России посвящено 80 (!) нормативно-правовых актов, а во время недавней переписи (2010 г.) только казаков и поморов учитывали отдельно в составе русского населения. С одной стороны, это — показатель серьёзности явления под названием «казачество». С другой — очевидная демонстрация: государство не знает, что делать с «этими казаками».

Понятно, что о наделении потомков «расказаченных» в первой трети ХХ века «исконными» землями и правами речи не идёт. Но даже обыкновенного права на самоидентификацию современные казаки зачастую оказываются лишены: отказы в ЗАГСах записывать новорождённых казаками, неясный статус казачьих кадетских корпусов и их выпускников (последние приравниваются к воспитанникам школ-интернатов, т. е. к сиротам) и т. д. постоянно баламутят умы.

24 ноября 2012 г. в России была создана Казачья партия, спустя два месяца, 24 января 2013 г., казаки обратились с письмом к президенту РФ, требуя признать их народом. И сбор подписей под этими обращениями продолжается как на юге России, так и на Урале. Что, в свою очередь, позволяет говорить некоторым политикам и СМИ о желании казаков «отделиться от России»…

«Казачья карта»

Буквально за день до официального объявления о сложении с себя полномочий атамана Всевеликого войска Донского, Виктор Водолацкий дал мне небольшое случайное интервью. Главный вопрос, который я ставил, так и звучал: «Так чего же хотят казаки?»

— Казаки всегда, во все века, верой и правдой служили России, защищали Россию и веру православную. И за это и страдали! — ответил Виктор Водолацкий, — Но и сегодня, в XXI веке, мы тоже хотим быть полезными нашему обществу. Если у моих внуков в свидетельстве о рождении будет написано «казак», то для России это ничего не изменит, они так же, как и мои сыновья, верой и правдой будут служить России. Но это будет дань уважения к нашим предкам. Мы сегодня будем все делать для того, чтобы в первую очередь консолидировать казачье сообщество вокруг государства и православия.

Это — позиция официальная. И она вполне вписывается в рамки здравого смысла. Как и то, что современные донские казаки стремятся объединить всех пишущих о казачестве и создать общеказачью газету (первая встреча в рамках этого проекта прошла в Ростове-на-Дону 23 марта). Наверное, никто не против самоидентификации и здравой общности людей?

Не так уж многого хотят казаки — стать народом. Но остаётся одно «многоточие»: разобщённость самих казаков, нехватка пресечённых большевиками традиций, которые нельзя взрастить на ровном месте, а можно только вырастить из поколения в поколение, невнятность отношения властей к казачеству как явлению — все это делает казаков очень удобной мишенью для разнообразных «манипуляторов», которые в самый неподходящий момент способны с наибольшем ущербом и для казачества, и для России попытаться разыграть «казачью карту»…


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ЕЩЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ