В России растет доля пар, которые не готовы и не желают заводить детей, так называемые чайлдфри. Согласно данным ВЦИОМ, на сегодня количество жителей, осознанно отказывающихся от продолжения рода, достигло 6%. «Городской репортер» решил выяснить, почему люди не хотят заводить детей, и поговорил об этом с ростовчанами.
Согласно данным ВЦИОМ, в 2018 году доля жителей России, не желающих заводить детей, достигла 17% в Москве и 6% во всей России и продолжает расти. А по статистике аналитического центра Юрия Левады «Левада-центр», отношение россиян к движению чайлдфри действительно неоднозначно: 44% опрошенных относятся к такому выбору с осуждением, 30% — с безразличием, 17% — с пониманием и всего 2% россиян — с одобрением.
В большинстве случаев россияне отказываются от продолжения рода в связи с отрицательным отношением к институту брака. «Не вижу ни одного плюса в институте брака, а вот минусов — хоть отбавляй. Насчет „принести стакан воды в старости“, искренне надеюсь не дожить до того возраста, в котором я буду не способен принести стакан воды сам себе. Завести ребёнка — поставить крест на самом себе. Предпочитаю развиваться сам», — рассказал Игорь, 24 года, владелец бара.
Явление чайлдфри распространяется на образованных молодых людей возрастной категории 20–35 лет.
Помимо финансовых, моральных и физиологических причин, некоторые сторонники этого движения указывают на проблему общества в целом. «Я понял, что ситуация в этом мире близится к началу Третьей мировой войны. Я не хочу, чтобы мои потомки застали этот ужас. Желание завести детей появлялось до определенного момента, но движение стрелки часов его убило. Если ничего в мире не изменится, если мир не начнет осознавать, что любовь — это единственный способ выжить и создать великое будущее, то моя позиция останется прежней», — уверен Даниил, 27 лет, индивидуальный предприниматель, IT-сфера.
В большинстве государств бездетные семьи действительно ощущают себя более счастливыми, выяснили ученые из университета Техаса.
«Основная причина — я не хочу заботиться о ком-то, кроме себя. Хочу жить для себя, узнавать мир, открывать для себя что-то новое. Не хочу тратить свое время на детей. Иногда я чувствую даже отвращение при их виде. Мне кажется, позиция „семья = дети“ — уже стереотип. Ребенок — это продолжение рода. Мы сами можем выбирать: продолжать род или нет», — говорит Виктория, 20 лет, студентка. При этом в пяти странах, включая Россию, продолжают техасские ученые, все с точностью до наоборот: семьи с детьми чаще довольны жизнью.
Между тем, с медицинской точки зрения выбор позиции чайлдфри безопасен и никак не отражается на женском здоровье. Алла Лукьянчикова, акушер ростовской городской поликлиники, комментирует: «В наше время девушек, которые не хотят заводить детей, всё больше. И возрастает процент женщин, которые становятся на учет в родильное отделение после 35 лет. Выбор чайлдфри не дает особого влияния на женский организм. Если вы не хотите рожать детей, то просто нужно следить за своим здоровьем: посещать гинеколога два раза в год, вести половую жизнь, чтобы вырабатывались нужные гормоны, и использовать контрацептивы. Всё просто, ничего опасного для женского организма действительно нет».
Однако, как считает Ольга Исупова, старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ, чайлдфри — это поведение, которое сегодня распространяется и на людей с более низким образованием, с невысоким уровнем дохода. «В Норвегии работающая женщина с более высоким социальным статусом имеет даже больше детей, чем те, у кого меньше ресурсов», — приводит она пример.
Ольга Исупова рассказывает: есть гипотеза, что на рост бездетности влияет увеличение количества разводов. С одной стороны, люди не успевают завести ребенка в браке, с другой стороны, пары не решаются заводить детей, осознавая, что впоследствии их, возможно, придется растить в одиночку.
Текст подготовила Ольга Ващенко
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.