В Ростовском драматическом театре имени М. Горького состоялась премьера «Сумасшедшая любовь в селе Степанчиково» по повести Федора Михайловича Достоевского.
Ростовский драматический театр выдает, последнее время, одну громкую премьеру за другой. В этот раз на суд зрителей представлена очередная работа режиссера Геннадия Шапошникова, уже известного театралам постановкой на нашей сцене обласканного критиками «Тихого Дона». Да и что там критики! Попробуйте пройти мимо театра в тот вечер, когда на сцене показывают этот спектакль. С количеством машин у «парадного подъезда» может поспорить только аншлаг в честь какой-нибудь федеральной залетной звезды. Да, конечно, по большому счету, зал театра никогда не пустовал, но чтобы вот так, инсценировка эпического романа Михаила Шолохова…
Но вернемся к последней премьере. О «Степанчикове» долго говорили как о сатирическом произведении Достоевского, созданного писателем «из обломков чужих и своих созданий» и «без глубоких идей». И, конечно, современники его не поняли и не приняли. Только намного позже один из критиков назвал главного героя романа Фому Опискина: «классическим для Достоевского психологическим типом мучителя, тирана, наслаждающегося самим процессом мучительства».
[quote_center]Все знающая Википедия указывает всего восемь запомнившихся театральных постановок, начиная с 1919 года. Девятую показал Ростовский драматический театр имени М. Горького.[/quote_center]
Первое, что хочется отметить, это декорации спектакля, созданные Заслуженным художником России, лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска» Виктором Герасименко, и замечательная работа по свету, также лауреата Национальной театральной премии «Золотая Маска» Сергея Скорнецкого. Изящное белое кружево вьется на сцене на два этажа дома, где проживает бывший гусар, полковник в отставке Егор Ильич Ростанев (Евгений Климанов). На костюмы и удивительные рукотворные шляпки героинь (художник по костюмам Наталья Пальшкова) хочется любоваться, как на отдельные произведения искусства. За этим изысканным внешним антуражем происходит такое, что приехавший племянник полковника Ростанева, Сергей Александрович (Сергей Волошин), через некоторое время трагическим шёпотом спросит: «Вам не кажется, что мы в сумасшедшем доме?».
Однако режиссер Шапошников не доводит историю до абсурда. Он как бы все время акварельно намекает, что происходящее — это всего лишь «презабавнейшая история».
Вот, казалось бы, ужасающая сцена, в которой Опискин (Сергей Власов) демонстрирует свою жестокость по отношению к дворовому мальчику Фалалею (Сергей Голотвин), запретив танцевать «Комаринского» и облагородить его постоянно повторяющийся сон «про белого бычка». Тут небольшая ремарка из романа: «Надобно заметить, что Фалалей отлично плясал; это была его главная способность, даже нечто вроде призвания…».
В спектакле Фалалей предстает в образе точь в точь тот самый бычок — с большими силиконовыми губами и длиннющими ресницами. Тем страшнее его плач и фраза Опискина, звучащая в драматической тишине: «Иди Фалалей, сегодня ты будешь жестоко наказан!».
Фалалей, появляясь всего на пять минут в течение всего спектакля, оказывается чуть ли не одним из основных действующих лиц. Хотя история его рефреном повторится с камердинером полковника Ростанева, Гаврилой (Игорь Богодух), которого Опискин заставляет учить английский язык.
Разбирать спектакль на составные части — занятие неблагодарное. Режиссер ведет зрителя уверенной рукой по действию, постоянно смешивая гротескные фигуры в центре или расставляя по углам. То появится, распугивая героев, шипящая Анна Ниловна Перепелицына (Наталья Гординская), то генеральша Агафья Тимофеевна (Татьяна Шкрабак) внезапно рухнет в услужливо подставленные подушки. Пробегут, подхихикивая, дворовые слуги: то ли мыши, то ли домовята. Слуга Ростанева — Видоплясов (Роман Гайдамак) постоянно занят подбором галстуков и новой фамилии. И только одна фигура молчаливо наблюдает за происходящим в доме — Иван Иванович Мизинчиков (Вячеслав Огир), вынашивая мечту выгодно жениться на богатой девице Татьяне Ивановне (Кристина Гаврюкова / Елена Климанова).
Шапошников не скрывает, что главной сюжетной линией спектакля становится мелодрама (отсюда и намек в названии «Сумасшедшая любовь…»).
[quote_center]Все закончится хорошо. Присутствующие в восторге поблагодарят Опискина за устроение «всеобщего счастья» и в финале все вместе станцуют «Комаринского» .[/quote_center]
— Надо же, какой забавный тип, этот Опискин, — говорят зрители, с улыбкой выходя из зала. Достоевский и его обитатели из села Степанчиково, как внезапно оказывается, могут быть вполне подходящими для приятного вечера в театре.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.