Страсти по киту: почему «Левиафану» не дали «Оскара»

Фильм Андрея Звягинцева уступил польской картине "Ида"

Кадр из фильма "Левиафан"" // фото с сайта kinokadr.ru

22 февраля состоялась 87-я церемония вручения премии «Оскар». В шорт-листе номинации «Лучший иностранный фильм» был заявлен российский фильм режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан», однако картина уступила в борьбе за заветную статуэтку польскому фильму Павла Павликовского «Ида».

Российский «Левиафан», отмеченный на многих международных кинофестивалях и вызвавший бурную реакцию на родине, проиграл «Иде» все-таки вполне ожидаемо. Ленту Андрея Звягинцева с восторгом приветствовали в Каннах, наградив за лучший сценарий, чествовали и на премии «Золотой глобус». Камерная история русского человека из глубинки, в которой правит коррупция и мэр — такой неприятный тип, не успев выйти в прокат в России, наделала много шума: едва ли не каждый посчитал свои долгом отчитаться в социальных сетях, что «Левиафан» — такой мрачный и угнетающий — собрал в себе все пороки нашего общества и политического устройства. Звягинцева за «чернушность» не пнул разве только ленивый. Только вот разбуди вас ночью и спроси про беды России, каждый второй наверняка ответит словами классика: «Пьют и воруют». В «Левиафане» как раз пьют безмерно (водку — из горла, как простую воду), воруют безнаказанно, прикрываясь при этом сомнительным тезисом в духе «всякая власть — от Бога».

Кадр из фильма "Левиафан" // фото с сайта filmz.ru
Кадр из фильма «Левиафан» // фото с сайта filmz.ru

Фильм-то, конечно, антиклерикальный, и тема церкви из сюжетной линии никуда не уходит, но с библейским Иовом главного героя «Левиафана» связывает разве что несчастья, которые преследуют простого русского мужика Колю (Алексей Серебряков) да библейская притча, которую местный священник примитивно пересказывает Коле (естественно, пьяному), чтоб тому было понятнее. Дабы не вводить зрителя в заблуждение, Звягинцев «селит» на берегу моря скелет огромного кита — того самого левиафана. Выглядит он в кадре потрясающе, но нагрузку несет минимальную. Жаль, что «Оскаров» не дают за умопомрачительные пейзажи и классные статичные планы.

 

[quote_center]«Левиафан» претендует на какой-то заоблачный библейский уровень и зависает где-то на полпути к высшей точке этого обобщения: наш Коля не Иов, просто у него не ладится.[/quote_center]

Левиафан в картине Звягинцева — это скорее государство (исходя из теории Гоббса), бюрократическая машина, сметающая все на своем пути.

Поэтому обладатель «Оскара» «Ида» в этом смысле — больше про веру. Это история молодой послушницы Анны, которая перед принятием обета узнает о своем еврейском происхождении и о том, что ее родители погибли во время Холокоста. Анна начинает постигать тайны прошлого. Действие фильма разворачивается в 60-х годах XX века в Польше.

То, что «Левиафан» получил» «Золотой глобус» и не удостоился «Оскара», объясняется очень просто: первую награду дают по голосованию прессы, а не режиссеров, актеров и продюсеров. «Оскары» же распределяют киноакадемики, так что победа «Иды» была предсказуемой на 99%.

Кадр из фильма "Ида" // фото с сайта kinokadr.ru
Кадр из фильма «Ида» // фото с сайта kinokadr.ru

[quote_center]Те, кто говорили, что «Левиафану» дадут «Оскара», потому что Звягинцев показывает погибающую Россию, что якобы должно польстить американцам, ошиблись. Киноакадемики, как бы ни сыпались на их голову проклятья, все же профессионалы в области киноиндустрии, а не политические пропагандисты.[/quote_center]

Те, кто ставил на «Левиафана», зная при этом, что есть «Ида», кажется, ни разу в жизни не смотрели церемонию вручения «Оскара»: киноакадемики любят масштабные истории. И то, что режиссеры поднимают в своих фильмах тему дискриминации, вызывает у них уважение. Холокост — это серьезно и волнующе. Пожалуй, больше, чем камерная история рукастого мужика Коли из северной русской глубинки. Да, академики любят так называемые «стори», но все-таки желательно, чтобы она была вписана в большой исторический контекст — как в «Иде». Дискриминация по разным признакам — половым или национальным — никогда не оставалась без внимания на «Оскаре». Вспомнить хотя бы прошлогоднего триумфатора в номинации «Лучший фильм» — ленту «12 лет рабства» неподражаемого Стива Маккуина.

«Левиафан» — это картина честная, смелая и обладающая множеством художественных достоинств, (впрочем, равно как и недостатков), но в сражении с «Идой» за «Оскар» — заведомо проигравшая. Неужели кто-то расстроился, что фильм Звягинцева остался без статуэтки? Мы-то знаем, что в России пока никто ничего лучше не снимает.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.