4 июля читающий мир отпраздновал одну очень важную для современной культуры дату — именно в этот день впервые была напечатана книга Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». «Городской репортер» решил вспомнить самые известные кновариации истории об Алисе.
В далеком 1865 году английский математик и богослов Чарльз Лютвидж Доджсон, известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, издал книгу, которая вот уже полтора века покоряет читателей всех возрастов. Его «Алиса в Стране чудес» стала гимном детской непосредственности, которой всегда должно быть место в окружении жестокого и несуразного мира взрослых. Герои Кэрролла способны дать ответы на самые разнообразные философские вопросы. Главное — это захотеть услышать эти ответы и не побояться поспорить со своим разумом, уступить чувствам.
Сам Кэрролл отнесся к своему произведению без всякого пафоса, он просто подарил сказку на день рождения девочке, которая навеяла ему представления о сказочном мире по имени Wonderland. Книга и 37 рисунков автора до сих пор не дают покоя филологам по всему миру.
ХХ век с самого начала заявил своим основным искусством кинематограф. Лучшие режиссеры начали снимать свои версии «Алисы в стране чудес». Каждый из них стремился к разгадке великого произведения, однако, сняв прекрасные картины, ни один из них так и не приблизился к основному секрету Кэрролла и его сказки. Предлагаем вам прогуляться по наиболее ярким экранизациям «Алисы» вместе с нами.
Привет от психиатра
Наверное, начать стоит не с киноварианта сказки, а с ее мультипликационного воплощения. .Мультфильм «Алиса в Стране чудес» в 1981 году выпустили Ирина Смирнова и Генрих Уманский. «Алиса» прославила этих мультипликаторов гораздо более, чем все их остальные работы, которых, кстати сказать, совсем немало.
Особенность этого варианта «Алисы» состоит в том, что он предназначен вовсе не для детей. Этот мультфильм снят для людей с опытом, которые могут распознать серьезность главной героини, которая совершенно не похожа на хохотушку Алису у Кэрролла. Все герои мультфильма прописаны очень однозначно. Общий фон картины выполнен в мрачных и размытых акварельных тонах и может рассказать нам кое-что о восприятии авторов.
Каждый поворот сюжета, каждый фон и каждая краска напоминают симптомы, которые проявляются при неврологическом синдроме, который называется синдромом Алисы в Стране Чудес. Осознанно или неосознанно, но создатели советского мультика ушли в область психиатрии.
Алиса для взрослых
Самая неоднозначная и спорная экранизация «Алисы в Стране чудес» вышла в 1976 году в Америке. Продюссер Билл Оско решил снять порнографическую версию сказки Кэрролла. Он посчитал, что раз сюжет не охраняется авторскими правами, то можно осмелеть и пофантазировать.
Нужно ли говорить, что фильм имел огромный успех в США. Через несколько лет права на его показ выкупила компания «ХХ век Фокс», которая вырезала самые откровенные сцены и стала показывать ленту большему числу зрителей и без обозначения категории зрителей, для которых предоставлен фильм.
Пикантные подробности вокруг истории «Алисы в Стране чудес» ходили не только после съемок фильма, но и после создания самой книги.
Неоднократно Кэрролла обвиняли в педофилии из-за его привязанности к некоторым малолетним девочкам. В частности, к той, которой он в результате и посвятил свое произведение. Автор постоянно балансировал на грани дозволенного. Для того, чтобы ощутить творческий порыв, Кэрроллу иногда необходимы были самые невероятные вещи.
«Известно также, что превращению мрачного чудака в фантазера и сказочника способствовали не просто дети, а исключительно маленькие девочки, к которым этот чудесный сказочник испытывал — о ужас! — вовсе не отеческий интерес. Злоупотребляя доверием наивных мамаш, он увлекал юных спутниц в рискованные длительные прогулки, забрасывал их письмами и даже фотографировал в обнаженном виде!» — пишут в своей статье «Льюис Кэрролл: мифы и метаморфозы» Александра Борисенко и Нина Демурова.
Безумнее безумного
Наиболее странной версией «Алисы» считают фильм чешского режиссера Яна Шванкмайера. Его сюрреалистические картины никогда не отличались особой адекватностью, а в случае с «Алисой в Стране чудес», которая в его варианте называется «Сон Аленки», странность книги наложилась на странность кинематографической подачи.
Эпизоды кинематографические чередуются с эпизодами мультипликационными. Вполне по законам сюрреализма Алиса гонится за кроликом и попадает в параллельный, сюрреальный мир, в котором все совершенно не так, как она привыкла видеть. В фильме Шванкмайера разделены реальность и фантазия, сюр не может проникнуть в реальный мир и не стремится сделать этого. Наравне с картинами Страны чудес мы видим хлам в реальной комнате Алисы.
У Шванкмайера Страна чудес не является чем-то прекрасным и манящим. Напротив, это страшное, едва ли не потустороннее место, в которое каким-то образом попадает героиня. Здесь можно искать отражения бродячих сюжетов, в которых герои попадают в загробный мир, а потом возвращаются обратно. Историю, начатую Орфеем, Шванкмайер удачно продолжает в своей интерпретации «Алисы».
Диснеевское продолжение
В 2010 году вышла на данный момент последняя версия «Алисы в Стране чудес», снятая знаменитым Тимом Бартоном. Режиссер полностью сохранил стилистику, свойственную всем его картинам. Бледные лица героев, мрачная музыка, которая постоянно предостерегает нас. Разумеется, состав основных актеров, которых использовал в своем фильме Бартон, не слишком отличался от других его работ. Хотя стоит отметить, что привычные актеры в фильмах Бартона Джонни Депп и Хелена Бонем-Картер смотрелись вполне органично на тех ролях, куда их поставил режиссер.
История Бартона — это не совсем «Алиса в Стране чудес», а если говорить точнее, то эта история не имеет отношения к каноническому тексту Кэррола. Тим Бартон снимал продолжение книги. Он сам неоднократно заявлял, что истории, которую написал Кэрролл, не хватало динамичности и законченности. Именно это он и постарался добавить в картину.
В фильме Тима Бартона мы видим Алису, которой уже исполнилось 19 лет. Она возвращается в Страну чудес во второй раз, чтобы освободить ее жителей от власти Злой королевы. В новой экранизации есть даже намек на романтические отношения между Алисой и Безумным Шляпником.
В рамках развлекательного кино фильм Бартона оказался выше всяких похвал, однако к секретам Кэрролла он, увы, приблизиться так и не смог. Может быть, именно поэтому режиссер и стал снимать сразу продолжение истории, а не ее саму.
Пересматривая киноверсии «Алисы в Стране чудес» и перечитывая саму книгу, стоит помнить о том, какой смысл пытался донести до читателей старый математик из Англии. Никогда не стоит быть слишком серьезными, всегда стоит оставаться немного странными, не нужно бояться впустить в свою жизнь легкое безумие. Ведь оно делает наше существование немного более осмысленным!
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.