В Ростове выбрали туристический логотип и слоган, которым теперь предстоит пользоваться городу. Несколько месяцев в администрации города обсуждали, рассматривали, оценивали варианты, предложенные разработчиками, компанией BrandHouse. В результате 25 ноября был сделан окончательный выбор.
Как и следовало ожидать, логотип и слоган, которые станут частью туристического бренда города, не понравились самим ростовчанам. Интернет-сообщество буквально взорвали негативные отзывы о новом креативном логотипе Ростова. Однако разработчики логотипа и заказчик получившемся результатом удовлетворены.
Администрация — «за»
«Городской репортер» задал несколько вопросов разработчикам логотипа и слогана, а также представителям администрации Ростова, которые являются непосредственным заказчиком работ.
— Как проходил выбор логотипа? Голосование было открытым или в нем участвовал определенный круг людей?
Светлана Камбулова, директор департамента экономики Ростова: Выбор был абсолютно открыт и публичен. Каждый этап работы неоднократно обсуждался с экспертным сообществом, горожанами, гостями города, представителями туристической индустрии. Кроме того, результаты работ были представлены руководителям Национальной ассоциации событийного туризма, а также экспертам из Центрального, Северо-Западного и Южного федеральных округов. В общей сложности в обсуждении результатов работ приняли участие более 2000 жителей и гостей города.
— Во время обсуждения в интернете пользователи соцсетей несколько раз говорили, что на протяжении голосования лидировал другой логотип… Почему в итоге был выбран именно этот?
С.К.: Еще раз обращаю внимание, что обсуждения и голосования были открытыми, все желающие могли представить свои варианты логотипа и слогана, отправив их на краудсорсинговую платформу, размещенную на туристическом портале города.
[quote_center]Если мы обратимся к цифрам, то увидим, что в лидерах интернет-голосования были два логотипа: «ребус» и «река», по результатам уличного опроса 1000 горожан, а также опросу потенциальных туристов из других регионов победил логотип «река», который и был представлен на совещании совета по развитию туризма города 25 ноября 2015 года.[/quote_center]
К слову сказать, он был принят очень позитивно.
— Что значит логотип-победитель? О чем он вообще?
Сергей Номерков, дизайнер, автор идеи: Ростов-на-Дону относится к тем немногим городам, в названии которых присутствует река. Имя ритмичное и продолжительное, как панорама левого берега Дона с вырастающей из зелени архитектуры города, с линией набережной и рекой. Логотип визуализирует этот образ средствами типографики. Название набрано строчными буквами, такой прием демонстрирует открытость и демократизм Ростова. В цветной мозаичности знака — насыщенная и разнообразная жизнь южного города.
— Кто стал автором слогана «Жизнь течет рекой»? Над созданием логотипа и слогана трудились одни и те же люди?
Дмитрий Рочев, арт-директор ГК «BrandHouse. Исследования, коммуникации, брендинг»: Да, это результат работы одной команды. Во время работы над бренд-платформой города родилось несколько слоганов. Именно этот вариант наиболее органично вписался в созданный контент.
— Кто работал над созданием логотипа? Это была команда или один автор?
Д.Р.: Созданием туристического логотипа города занималась целая рабочая группа — я, Дмитрий Рочев, как арт-директор компании, и, соответственно, проекта, Сергей Номерков, известный дизайнер, также знаток ростовской архитектуры и быта, иллюстраторы — Иван Орлов и Ирина Бодрова, каллиграф Виталий Шаповалов, верстальщик Анастасия Сошникова. Результатом совместной работы этой команды стал современный типографичный логотип города, демонстрирующий открытость Ростова-на-Дону и вид на правый берег, на выразительную панораму, разворачивающуюся при подъезде с юга.
— Где именно планируют использовать туристический логотип? Как его планируют продвигать?
Светлана Камбулова: Создан туристический логотип города, соответственно, его использование предполагается для продвижения туристического потенциала города и привлечения туристов. Речь идет о городских мероприятиях, выставках, форумах, рекламной кампании, которая будет направлена на продвижение туристической привлекательности города. Если говорить о планах, то в рамках исполнения контракта нам представлены маркетинговая, коммуникационная стратегии, рекомендуемый план мероприятий. В общей сложности это более 300 страниц детального анализа и предложений. Сейчас мы внимательно изучаем эти документы и будем стараться максимально реализовать все идеи, начиная уже со следующего года.
— В интернете появилось много негативных комментариев. Ростовчане пока не приняли новый логотип и слоган. Как вы к этому относитесь?
С.К.: Мы анализировали опыт других территорий, и могу вам сказать, что абсолютно все города проходили через волну негативного обсуждения и собирали массу комментариев в интернете. Я с уважением отношусь к высказанным мнениям и именно для того, чтобы дать возможность высказаться всем, была создана краудсорсинговая платформа.
[quote_center]Все желающие могли представить свои варианты, более того все конструктивные комментарии были учтены командой разработчиков во время работы. К сожалению, негативные комментарии, о которых вы говорите, — это одна из специфик социальных сетей. Кроме того, на мой взгляд, было справедливо отметить, что существует большой пласт жителей, гостей города, экспертного сообщества, которые принимали участие в обсуждениях, что называется «вживую», высказывая интересные идеи и замечания, которые мы учли.[/quote_center]
Представленные результаты работы они оценили очень позитивно.
— Во сколько городу обошлось создание бренда?
С.К.: Создание бренд-бука стоило 480 тыс. рублей.
— Как вам кажется, по какой причине этот комплекс «логотип плюс слоган» будет популярен у жителей и гостей города?
Сергей Михеев, председатель регионального отделения союза дизайнеров России: На мой взгляд, выбранный логотип очень успешен. Он яркий и пестрый, но при этом очень цельный и запоминающийся. В данном случае это полезно: яркость и пестрота ассоциируются с фестивальностью и праздничностью, что в целом соответствует характеру южного города и его жителей, а также это соответствует основному назначению бренда — создавать позитивный образ города и выполнять роль его «приглашающего фасада». Кроме того, логотип безукоризненно построен в плане композиции. Это говорит о высоком профессионализме авторов. Ну и, наконец, он полностью, на мой взгляд, отвечает требованиям заказчика.
Ростовчане — «против»
Ростовчане сразу после сообщения о выборе нового логотипа и слогана, подняли волну негатива в социальных сетях. Разработчиков обвиняли в непрофессионализме, власти города — в растрате государственных денег впустую. «Городской репортер» решил разрешить споры и узнать мнение независимых экспертов, которым так или иначе предстоит работать с туристическим логотипом и слоганом Ростова в будущем. Мнения экспертов разошлись.
«Над созданием логотипа работала узкая группа людей. Чтобы логотип привлекал кого-то, он должен идти от сердца, а этого не было. Никакая даже самая титулованная группа не может в одиночку сделать хороший логотип, который бы отражал ментальность города. Творчество масс в едином порыве было бы гораздо лучше. Более того — это можно было сделать бесплатно. Можно было подключить к созданию бренда талантливых земляков, но сделано то, что сделано. Моя оценка новому логотипу и слогану — три с плюсом», — уверен Алексан Мкртчян, генеральный директор сети турагентств «Розовый слон».
[quote_center]По мнению эксперта, в логотипе и слогане нет ничего донского: в России много городов, которые построены на реках. И к созданию ростовского логотипа нужно было привлекать всех жителей Ростовской области, размещать призывы во всех возможных СМИ.[/quote_center]
Основным критерием успешности городского логотипа Денис Афанасьев, директор по продажам и маркетингу ростовской молочной компании «Белый Медведь», назвал желание или нежелание ростовчан носить майки с логотипом города.
«Я идею одобряю. Очевидно, что отразить в одном логотипе все наши особенности нереально. Например, в Чикаго (и не только) сделали также: там есть единый логотип с узнаваемыми городскими силуэтами, который, кстати, схож с ростовским по сути. А помимо логотипа есть масса туристических якорей, которые развиваются параллельно, так сказать, под общим прикрытием единого логотипа, но при этом имея свою персональную и узнаваемую визуализацию. У нас такие якоря тоже есть, причем в гораздо большем количестве: Ростов — это и ворота Кавказа, и русская столица джаза, и столица раков, и купеческий город, и город гангстерский, и столица красивых девушек, вертолетная столица России, столица казачества и так далее. Если каждую из этих тем развернуть под зонтиком основного лого, будет отлично», — считает он.
По мнению Дениса Афанасьева, создание подобных логотипов-силуэтов, скорее, является общемировой практикой. В результате эксперт поставил туристическому логотипу оценку «отлично».
А директор агентства маркетинговых коммуникаций FBR Оксана Лысенко рассказала о том, что логотип и слоган, которые выбраны в качестве официального туристического символа Ростова, подходят скорее для фестиваля.
[quote_center]«Ростов — все же более солидный город. Я бы оценила новый логотип и слоган на троечку», — считает она.[/quote_center]
Специалисты, которые занимались созданием логотипа, вопреки мнению жителей города утверждают, что ростовчане постепенно изменят отношение к результатам их работы. Они уверены в том, что этот брендинговый комплекс будет работать и выполнять возложенные на него функции гораздо лучше, чем любой другой вариант. Нам остается только поверить на слово специалистам и немного подождать.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.