Несмотря на систематическую борьбу правоохранительных органов и представителей банковского сектора с кибермошенниками и телефонными аферистами, проблема защиты личных сбережений все еще остается актуальной. Злоумышленники постоянно ищут новые способы обмана граждан, а банкиры и стражи порядка — новые методы противодействия преступникам. Не менее важным элементом в этом противостоянии занимает и финансовая грамотность самих россиян. Об этом шла речь во время пресс-конференции в агентстве «Интерфакс-Юг».
Актуальная ситуация
По словам управляющей отделением Южного ГУ Банка России по Ростовской области Натальи Леонтьевой, в 2022 году граждане стали чаще обращаться с жалобами на кибермошенников. Основной тренд прошлых лет остался неизменен — злоумышленники оперативно находят новые схемы получения данных, необходимых для похищения средств с банковских счетов.
«Стоит отметить, что мошенники очень быстро адаптируются к актуально повестке. Например, в мобильном приложении клиент может самостоятельно сгенерировать QR-код на нужную сумму, поднести его к сканеру в банкомате и уже снять наличные без пин-кода. Этим уже стали пользоваться злоумышленники», — отметила она.
Как отметил начальник отдела управления уголовного розыска ГУ МВД России по Ростовской области Александр Горлов, во многом граждане становятся жертвами злоумышленников из-за своей финансовой безграмотности. При этом правоохранители делают все возможное, чтобы люди не оставались «один на один» с аферистами.
«Сейчас в закон о связи внесены поправки в ст. 13.2.1. Это правила пропуска фродового трафика, через который идет звонок с использованием подмены номера. В настоящее время активно ведется работа о привлечении оператора сотовой связи к административной ответственности. Есть случаи, где операторов приводили и к уголовной ответственности», — рассказал Александр Горлов.
Кроме того, по его словам, основные операторы также блокируют звонки с подменных номеров. Но и тут аферисты ищут лазейки — осуществляют звонки через мессенджеры.
Методы противодействия
Наталья Леонтьева сообщила, что уже сейчас вносится законодательная инициатива, которую ввел Банк России в конце прошлого года — об обязанности банкоплательщика на два дня приостанавливать зачисление денег на подозрительные счета, которые содержатся в специальной базе Банка России.
«По этому законопроекту уже завершилась межведомственное согласование, и есть основания, что он будет рассмотрен и принят», — сообщила она.
Кроме того, существует еще одна инициатива по борьбе с киберпреступниками, о которой рассказал директор уполномоченного МФЦ по Ростовской области Алексей Алехин. По его словам, информационная компания направлена на все категории граждан Ростовской области
«В серии видеороликов, которых уже около 50, на простых примерах объясняется о действиях мошенников. Гражданин может увидеть ролики на сайте МВД и Центробанка», — отметил он.
При этом Алексей Алехин выделил еще один метод, который есть в практике у аферистов — обманным путем злоумышленники отнимают у ростовчан учетную запись на портале „Госуслуги“.
«У граждан обманным путем выуживают его учетную запись на портале „Госуслуги“ для разных целей. Если вы утратили контроль над своей учетной записью „Госуслуг“, то можно обратиться в МФЦ, где за несколько минут контроль возвратят. Для этого нужен паспорт и номер телефона» — добавил он.
Также МВД по Ростовской области разработали алгоритм, который регулярно уведомляет банки о новых способах совершения мошенничества, чтобы они доводили эти способы до своего персонала. По словам Александра Горлова, в силовых структурах Ростова в ближайшее время будет создан специальный отдел, ориентированный на IT-преступления.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.