В прокат выходит фильм Алексея Мизгирева «Дуэлянт» — один из самых ожидаемых экспериментов в отечественном кино, который по праву можно назвать удачным. Но он, как и большинство подобных попыток, не мог пройти идеально гладко.
Середина XIX века, Санкт-Петербург. В городе появляется некто Яковлев (Петр Федоров) — мрачный и загадочный человек, про которого известно, что он жил у диких алеутов. Он на пару с каким-то бароном (Мартин Вуттке из «Бесславных ублюдков») начинает зарабатывать деньги — стреляется на дуэлях за других людей. Выясняется, что заказчик Яковлева — его заклятый враг, граф Беклемишев (Владимир Машков). История замешана на чести и своеобразном бессмертии героя — «пуля его не берет».
Пуля действительно, как заговоренная, летит мимо Яковлева, а если наш герой и ловит ее, то это, кажется, не доставляет ему серьезных неудобств. Загадочный дуэлянт окутан тайной — взгляд у него мрачный, он всегда в черном, много пьет и хочет лишь одного — вернуть свою честь. Но до этого ему предстоит прославиться в городе как настоящему убийце, ведь от его руки на дуэлях погибают совершенно незнакомые ему люди. «Не люблю стрелять», — говорит Яковлев. И бретеров, кажется, он презирает, но, по сути, становится таким же, за одним исключением — стремлением вернуть свою честь, идея о которой красной нитью пройдет через весь фильм.
«Дуэлянта» снял Алексей Мизгирев, который известен своими малобюджетными, но очень заметными картинами «Кремень», «Бубен, барабан» и «Конвой». В своем новом фильме режиссер получил несравнимо большие возможности, которые и поспешил реализовать: «Дуэлянт», несмотря на всю свою необычность и оригинальность сюжета, запомнится прежде всего замечательной «картинкой» и невероятной эстетикой. Именно это и выделяет фильм Мизгирева из сотен других картин, снятых в России за последнее время. А подобное обращение к XIX веку я не припомню в российском кино в обозримом прошлом и вовсе.
Казалось, в нашем кино «Дуэлянт» так же невозможен, как и то, что Яковлева не берут пули.
Картина выглядит так стильно и отточена до мелочей, что можно простить пробелы в сценарии, неуместные сцены и к середине — почти полное отсутствие интриги, то есть того, на чем после просмотра трейлера, казалось, и будет держаться весь фильм. Так же быстро разрешаются все загадки в «Дуэлянте», как герой успевает всадить пулю в своего очередного соперника. Пресными выглядят и сюжетные линии: герой Машкова — тот еще негодяй, герой Федорова — ну тоже не мистер благородство, но такой притягательный, что впору сравнить его, например, с Печориным, появляется молодая княжна (Юлия Хлынина) — жди любовной линии. При этом ритм «Дуэлянта» — какой-то пунктирный, прерывающийся и со временем почти полностью теряющий свой динамизм. Ну и в добавок — сами дуэли, проходящие быстрее, чем зритель успевает как следует присмотреться: а как же обговорить условия, тащиться в условленное место, и еще тысяча всяких формальностей? Можно же просто отойти в сторонку, достать пистолеты и решить все без этих атрибутов.
Зато с другой стороны у нас — блестяще выстроенные кадры, необычная для российского кино съемка, которая сразу обращает на себя внимание, потрясающая актерская игра. Мизгирев показывает Петербург грязным, да еще здесь и льет все время как из ведра — никаких романтических иллюзий. Вдохновляясь великой русской литературой (а впрочем, тут и не только русской), но одновременно имея целый ряд технических достижений, создатели «Дуэлянта» умело балансируют между этими двумя стихиями, стараясь брать самое удачное и уместное от обеих. Каждый кадр фильма продуман до мелочей: выстрелы, как и полагается, — громкие, герои, как и ожидалось, — глаз не оторвать, мистика и мрачность — получите в полном объеме. «Дуэлянту», пожалуй, никак не избежать сравнений с «Шерлоком Холмсом» Гая Ричи.
Актерский состав фильма заслуживает отдельных похвал. Откровенно говоря, то, что актеры «Дуэлянта» не подкачают, было понятно еще до выхода картины: одинокий, страдающий и мрачный Яковлев в исполнении Петра Федорова и его антагонист — скользкий тип Беклемишев в исполнении Владимира Машкова, кажется, идеально друг другу подходят с точки зрения персонажного противостояния. Федоров и Машков дают мастер-классы: первый — как играть трагического персонажа, который одновременно и пугающий, и привлекательный, второй — как перевоплотиться в классического злодея. Отметим и актеров второго плана — некоторые эпизоды запомнились во многом благодаря игре Юрия Кузнецова, Сергея Гармаша и Александра Яценко.
«Дуэлянт» в итоге оказывается фильмом, для которого и жанр-то неважен, главное, что эта картина — эксперимент, нечто новое для российского кино. История о чести, отлично упакованная в удачные кинематографические приемы, возможно, с легкой руки Алексея Мизгирева и станет началом целого ряда подобных попыток, но говорить об этом пока рано — нужно посмотреть на кассовые сборы фильма, предугадать которые очень сложно. А пока «Дуэлянт» — единственный в своем роде, за что ему уже можно поставить «отлично».
«Дуэлянт» в прокате с 29 сентября.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.