В конце июля по всей России появились плакаты с портретом Михаила Прохорова и слоганами «Сила в правде. Кто прав, тот и сильнее» и «Неизбежность перемен». Формально таким образом рекламируется социальный проект миллиардера made-in-russia.ru, который направлен на поддержку «наиболее ярких отечественных» инициатив, однако в партии не скрывают, что на самом деле кампания запущена для повышения узнаваемости Прохорова в преддверии выборов в Госдуму. Подавшийся в политику бизнесмен планирует получить с «Правым делом» не менее 15 процентов. Это больше, чем в 2007 году получили КПРФ, ЛДПР или «Справедливая Россия».
По данным социологов, шансы на прохождение «Правого дела» в Госдуму — более чем скромные. За партию готовы проголосовать два процента избирателей, что с учетом статистической погрешности в 3,4 процента крайне мало. Правда, во многом это объясняется как раз небольшой известностью Михаила Прохорова, поскольку в Москве, где его знают лучше, за «Правое дело» готовы голосовать 7 процентов избирателей. Повысив узнаваемость лидера, в партии планировали увеличить и уровень поддержки организации. Для этого и была запущена кампания, которая, однако, в нескольких регионах фактически уже сорвана.
В Новосибирске изображение Прохорова сняли со всех 180 выкупленных рекламных площадок. Портрет лидера «Правого дела» 6—7 августа пропал со 120 щитов сити-формата и 60 билбордов, не провисев и трех дней. Сначала причина ликвидации рекламы была неизвестна. Ситуация прояснилась 9 августа, когда руководители регионального отделения партии представили письмо за подписью и.о. начальника управления рекламы мэрии Новосибирска Сергея Мурзинцева к директору ООО «Рекламные технологии» Валентину Тихонюку с требованием зарезервировать 80 рекламных площадей «для информирования избирателей» о надвигающихся выборах. (Почему при этом сняли не 80, а 180 плакатов «Правого дела», неясно.) Руководитель исполкома новосибирского «Правого дела» Дмитрий Докин отметил, что затребованные мэрией рекламные площади «поразительным образом совпали с местами расположения личной рекламы Михаила Прохорова».
В новосибирском избиркоме заявили, что действительно просили мэрию зарезервировать места для анонсирования выборов. Однако, по словам председателя избирательной комиссии Юрия Петухова, размещение своих материалов избирком планировал начать в ноябре, поскольку в августе сделать это было бы невозможно в силу того, что макеты еще не готовы. Для их изготовления нужно провести конкурс в соответствии с законом о госзакупках.
Помимо Новосибирска, плакаты с Прохоровым сняли или повредили еще в ряде городов, в том числе в Нижнем Новгороде, Кемерово и Екатеринбурге, где огромный брандмауэр размером 70 на 20 метров разрезали на куски. В партии настаивают, что как минимум в Екатеринбурге к ликвидации рекламы (помимо «бранда», как заявил «Ленте.ру» пресс-секретарь «Правого дела» Алексей Уразов, портрет Прохорова убрали с 79 рекламных площадей) причастна администрация города. В мэрии эти претензии отвергают.
Как отчиталась полиция, куда Прохоров обратился с требованием возбудить уголовное дело по факту порчи личного имущества стоимостью в полмиллиона рублей, баннер сняла компания «Вест-Медиа», которой и принадлежит рекламная площадка, на которой он был размещен.
Якобы «Вест-Медиа» сочла изображение лидера «Правого дела» политической агитацией, которая запрещена до объявления избирательной кампании. По словам представителя свердловской полиции, баннер отправили на «ответственное хранение», хотя в интернете ранее появилось видеозапись, зафиксировавшая, как промышленные альпинисты разрезают полотнище на части.
Исчезновение рекламы в регионах можно было бы объяснить происками местных чиновников, которые, по словам Прохорова, «боятся, что мы помешаем им обеспечить плановый процент ЕдРу», если бы баннеры вдруг не сняли и в самой Москве. Три портрета Михаила Прохорова исчезли в центре столицы: два — на Лубянке и один — на Малой Сухаревской. Размещением этих конструкций занимались компании ООО «Арсенал Медиа» и ООО «Санлайт Аутдор» соответственно. Комментариев от компаний, снявших заранее оплаченную рекламу, не последовало.
«Очевидно, что на них кто-то оказал давление», — заявил Уразов. Поскольку Москва — федеральный центр, понятно, что если такое давление и было, то его оказывали с очень высокого уровня. А значит, за «Правое дело» взялись уже федеральные власти, что должно вызвать у партии определенные опасения, учитывая, что она была создана под строгим контролем Кремля, а Прохоров ее возглавил не без консультаций на самом верху. Впрочем, вероятно, все не так страшно. Речи о массовой ликвидации столичных баннеров, как это случилось с региональными, не идет. Из 57 рекламных площадей в Москве Прохоров лишился только трех.
Но есть у «Правого дела» проблемы и помимо баннеров. Руководители его камчатского отделения 9 августа объявили о выходе из партии. Полномочия сложили все члены политсовета и главы двух местных ячеек.
Как Народному фронту, чтобы «использовать его ресурс». Пресс-служба «Правого дела» заявила, что камчатских руководителей «никто из партии не гнал», отметив при этом, что Прохоров действительно собирается менять многих неэффективных управленцев.
Заняв пост лидера «Правого дела», бизнесмен сходу объявил, что большинство отделений пребывает в «небоеспособном» состоянии. Он их не перечислял, однако из дальнейших действий Прохорова стало ясно, что имелось в виду. За короткий промежуток времени были заменены лидеры иркутского и новосибирского отделений, а петербургское отделение Прохоров распустил и собрал заново.
Новым руководителем «Правого дела» в Петербурге стал предприниматель, бывший зампред главы этого же отделения Евгений Маутэр. Такая рокировка не устроила некоторых членов политсовета, которые занимали свои посты до роспуска отделения. Вице-президент Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Игорь Кучеренко с Юрием Онищенко и Сергеем Яруниным решили подать в суд на Прохорова, который, по их мнению, неправомерно лишил членства более 1300 человек из петербургского «Правого дела». При этом Кучеренко, которого уважают в партии, предлагали заново вступить в нее, однако он решил действовать через суд.
В конечном счете скандалы и с региональными отделениями, и с баннерами, скорее всего, сыграют на руку Михаилу Прохорову. Каждое такое событие привлекает внимание СМИ, а значит о лидере «Правого дела» и вообще о партии узнает большее количество людей. А именно этого и хотели добиться политтехнологи «Правого дела».
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.