Сергей Сбитнев, «Билайн»: «Размах мошенничества можно значительно сократить»

Всплеск активности мобильных мошенников отмечается в период праздников. Особенно он заметен перед новогодними каникулами. Как распознать мошенничество и как уберечься от него? Об этом «Городской репортер» расспросил Сергея Сбитнева, руководителя службы безопасности Южного и Северо-Кавказского региона ОАО «ВымпелКом» («Билайн»).

— Сергей, известно, что в период новогодних праздников активность мобильных мошенников возрастает. С чем это связано, и какие меры предпринимает служба безопасности «Билайн» для защиты своих клиентов?

— Действительно, активность мошенников возрастает в период праздников. Во многом это связано с тем, что в праздничные дни люди становятся более доверчивыми и восприимчивыми. Кроме того, у мошенников существуют различные схемы выманивания средств клиентов, связанные именно с праздниками.

Если говорить о мерах, которые предприняла компания для защиты своих клиентов, то могу сказать, что у нас уже давно существует процедура реагирования на обращения абонентов, ставших жертвами мобильных мошенников. Такие обращения принимаются в офисах продаж и обслуживания, в нашем Центре поддержки клиентов, а также по электронной почте или факсу.

Все обращения и сообщения о фактах мошенничества обрабатываются выделенными сотрудниками блока корпоративной безопасности компании. Их задача состоит в том, чтобы выявить телефонный номер, с которого действуют мошенники, проанализировать трафик и денежные движения по этому номеру и принять меры к немедленному прекращению обслуживания этого номера и, в отдельных случаях, передаче информации в органы внутренних дел.

Мобильные мошенники действуют с различных номеров операторов сотовой связи, в том числе и операторов, представленных в Ростове-на-Дону. В связи с этим представители служб безопасности операторов сотовой связи взаимодействуют в рамках противодействия мобильному мошенничеству.

 

— Как распознать мошенника, какие схемы и приёмы используются чаще всего?

— Схем, по которым действуют мобильные мошенники, достаточно много. Они достаточно правдоподобны, чтобы в них поверить, но все же недостаточно убедительны, чтобы этого не обнаружить. Наиболее часто мошенники используют «давление на сострадание». Например, вам могут позвонить и сообщить, что ваш родственник, друг или коллега попал в достаточно тяжёлую ситуацию (внезапно заболел, сбил человека), и ему можно помочь достаточно большой суммой денег, которую необходимо перечислить на абонентский счёт. При этом звонить этому человеку нельзя.

Ещё одной распространённой схемой является просьба вернуть якобы случайно зачисленные на ваш счёт деньги.

Распространены также сообщения, что ваш банковский счёт заблокирован, вы выиграли крупную сумму в лотерею или крупное агентство по подбору персонала приглашает вас на работу… При этом чтобы разблокировать счёт, забрать выигрыш или пройти собеседование, вас попросят перечислить определённую сумму на абонентский счёт звонящего.

Могу отметить, что схемы постоянно совершенствуются, меняются сценарии, но цель мошенников одна: необходимо, чтобы жертва по собственной воле отдала свои деньги. К примеру, одной из новых схем мошенников, которая появилась вот совсем недавно, стала схема, при которой вас могут пригласить на феерическое празднование Нового года. При этом вас попросят проспонсировать мероприятие и перечислить, опять же, на мобильный счёт 30 тыс. руб. Человек перечисляет, приходит по указанному адресу… и понимает, что его обманули…

— Какие меры безопасности Вы порекомендуете соблюдать абонентам?

— Основная рекомендация — это бдительность и разумность действий самого абонента. Без выполнения этих условий любые рекомендации, по моему мнению, будут напрасными.

Не стоит спешить выполнять требования звонящего: стоит подумать, насколько история, которую вам рассказали, может быть правдоподобна.

Так если вам сообщают, что ваш счёт в банке заблокирован, то прежде чем исполнять условия его разблокировки, которые содержатся в СМС или сообщении звонящего, стоит позвонить в банк: может оказаться, что там и не думали блокировать ваш счёт.

Если вам поступили странный звонок или сообщение, необходимо позвонить также и в Центр поддержки клиентов и рассказать об этом случае, назвать номер, с которого поступило сообщение, при этом вы получите исчерпывающую консультацию.

Если же вы все-таки попались на «удочку» злоумышленников — необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы и к представителю оператора удобным для вас способом.

— Существует ли сезонность работы мобильных мошенников?

— Сезонности нет, есть всплески активности. Как правило, эти всплески приходятся на праздники: Новый год, 23 февраля, 8 марта, майские праздники и начало учебного года. В этот период мошенники задействуют множество разных схем, используя веерные рассылки, подставляя последние числа номерной ёмкости или устраивают персонализированные атаки, получая данные об абонентских номерах из объявлений в разделах купли-продажи и др. Наименьшая активность наблюдается в июле, видимо, мошенники в это время отдыхают…

— Есть эти различия в способах защиты информации корпоративных и частных клиентов?

— Различий нет: мошенникам все равно, кто им платить будет, поэтому и схемы сильно не различаются. Соответственно, и наши рекомендации и меры по защите клиентов в обоих случаях идентичны.

— В последнее время многие сотовые операторы, в том числе и компания «Билайн» прилагают усилия к популяризации мобильной коммерции. Насколько безопасен этот вид платежей, и как в данном случае обезопасить себя от мошенничества?

— Мобильные технологии оплаты услуг и товаров дают нам больше возможностей. Например, можно купить билет на самолёт, в кино, оплатить недорогие покупки, забронировать отель. Однако до сих пор этот способ оплаты уязвим, и многие абоненты не рискуют использовать мобильную коммерцию.

Между тем операторы связи и контент-провайдеры продолжают совершенствовать механизмы и способы работы мобильной коммерции. К примеру, мы ввели дополнительные барьеры и фильтры для оплаты услуг через СМС-сообщение.

Были ужесточены требования к безопасности по переводам между абонентским счётом и банковским счётом клиента: чтобы деньги перевелись, необходимо пройти через многоступенчатую систему авторизации. При выявлении мошеннических операций сервисы «мобильной коммерции» незамедлительно закрываются.

— Есть ли способ избавиться от мобильного мошенничества?

— К сожалению, избавиться от мобильного мошенничества полностью невозможно, однако, масштабы этого явления можно значительно уменьшить, если абоненты будут знать о данном виде мошенничества, проявлять бдительность и рассудительность. Вот как раз для информирования наших клиентов у компании существует проект «Мобильная грамотность». Это и сайт, на котором содержатся познавательные материалы о мошенничестве и способах противодействия, и работа с отдельными аудиториями в рамках лекций и мастер-классов, и познавательные программы на федеральных телеканалах. Абоненты, которые знают о таком явлении как мобильное мошенничество, гораздо лучше защищены и готовы дать отпор мошенникам в любое время.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ЕЩЕ НОВОСТИ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ