Городской репортёр: Сергей, когда фотография становится искусством?
Сергей Сараханов: На этот счёт есть несколько разных точек зрения. Например, один мой знакомый считает, что все созданное человеком, по умолчанию является искусством. Я к этому отношусь более осторожно. Мне кажется, что само понятие искусство касается вопроса признания. Признание не только со стороны общественности, но и авторитетных людей — критиков, искусствоведов. Я думаю, что фотография становится искусством в тот момент, когда она начинает представлять ценность для общества и для истории.
— Как обычно для Вас проходит подготовка к съёмке? Есть ли какой-то особый ритуал?
— Никакого особого ритуала нет. Но поскольку мне нравится работать в условиях предсказуемой спонтанности, подготовка для меня очень важна. Несмотря на то, что я занимаюсь творчеством, к процессу подхожу с большой долей прагматичности. Заранее обдумываю локации съемки, одежду моделей и обсуждаю все нюансы с ними. Продумываю образ, световые условия, какую технику буду использовать, чёрно-белую плёнку или цветную. Именно на основании всего этого рождается лёгкость. Только так я чувствую себя комфортно на съемке. Это позволяет концентрироваться на работе с самим человеком, не отвлекаясь на технические моменты.
— У кого из общепризнанных гениев или современных фотографов, по вашему мнению, есть интересное видение, которое Вас вдохновляет?
—У меня есть несколько любимых фотографов. Одна из них Энни Лейбовиц, американский фотограф, снимающий в основном портреты знаменитостей. Второй — Питер Линдберг, французский фотограф немецкого происхождения. Можно сказать, что это человек, который создал имидж супер модели в 90-ые годы. Он сформировал и сделал популярным новый образ женственности. Третий человек — голландский фотограф Стефан Ванфлетерен. Это замечательный автор, который снимает мужские портреты. Еще мне очень нравится Ирвин Пенн, Ричард Аведон, а также Стив Мак-Карри – известный фотожурналист.Также мне близки многие фотографы, снимающие для агентства Magnum, допустим, тот же самый Ларри Тауэлл.
— Кого Вы больше всего любите фотографировать?
— Я считаю, что хороший фотограф-портретист должен стремиться к некой универсальности. Быть фотографическим мультитулом. Соответственно, нужно стараться расширять свой кругозор и постоянно пробовать разное. Не стоит замыкаться только на портретах женщин, стариков, или детей. Нужно пробовать работать с разными людьми. Когда я встречаю приятного человека, то с радостью буду снимать, если увижу в нём то, что меня цепляет. И совсем неважно, кто он. Мне нравится снимать мужчин. Сейчас это не очень распространенная практика. Мужчин сложно фотографировать, потому что они изначально не готовы к взглядам со стороны. Мне кажется, для мужчины понятие красоты в меньшей степени зависит от внешности, больше — от личности. Я не люблю снимать слишком красивых людей. Мне кажется это немного скучно, их красота может даже мешать. А в случае с мужскими моделями — особенно сильно. Мне нравится снимать мужчин 35-40 лет. Я считаю, если мужчина к этому возрасту остался красивым, то он и был красивым всегда. Об этом можно судить по знаменитым актёрам, которые с годами становятся только лучше. Например, Брюс Уиллис, Клинт Иствуд.
— Прочитала на сайте http://www.profotik.ru/, что Вы верите, что «настоящее искусство может спасти мир, или, по крайней мере, изменить этот мир к лучшему». А как поменялась именно Ваша жизнь, когда Вы начали заниматься фотографией?
— Я начал заниматься фотографией, когда мне было 16 лет. Сейчас мне 26, я всё ещё молод, но у меня уже есть дело всей жизни. Фотография не просто изменила, она сформировала меня. Именно фотография стимулировала меня к тому, чтобы раскрываться, больше взаимодействовать с людьми и, как следствие, развиваться самому. Фотография для меня сейчас является одним из главных каналов потребления информации. Я часто смотрю на мир именно с точки зрения потенциальных снимков, новых историй и героев. Я хочу снимать что-то новое и благодаря этому двигаюсь вперёд. Встречи с новыми людьми, новые ситуации – это всё очень интересно.
— Не мешает ли коммерческая сторона творчеству?
Я думаю, что нужно относиться к этому правильно. Конечно, идеальная ситуация, когда ты построил своё бизнес, который живёт сам. У многих признанных фотографов есть такая история. Иначе, я вижу два варианта. Первый: ты очень жестко разграничиваешь творчество и коммерцию. В какой-то момент, запираешь часть себя на замок и продаёшь. Второй вариант: стараешься превратить коммерцию в комфортный для тебя вид творчества. Я пошёл по второму пути, вследствие чего, конечно, потерял достаточно много денег. Сейчас я берусь только за те коммерческие проекты, которые мне нравятся и интересны. Могу точно сказать, что сделка с совестью у меня в этом моменте отсутствует. Это не разрушает меня и мою творческую личность, при этом я зарабатываю достаточно денег, чтобы жить и обеспечивать свою семью. К тому же я никогда не мечтал об особняках и мерседесах.
— Фотограф Андреас Файнингер сказал, что «Технически совершенная фотография может быть самой скучной картинкой в мире». Что Вы думаете по этому поводу?
— Я считаю, что, сколько фотографов, столько и мнений. Я, наверное, отношусь к тем, кто любит неправильность. Слишком идеальные люди для меня – скучно, это как манекен. Хочется, чтобы в человеке были какие-то интересные детали. Лёгкая асимметрия, или глаза разного цвета, или непослушные волосы. У меня может засветиться плёнка, может получиться не очень резкий снимок. Но, при этом снимок эмоционален, вызывает какие-то ощущения. Я склоняюсь к тому, что снимок так же не должен быть слишком идеальным. Думаю, что можно согласиться с Андреасом Файнингером. Но с другой стороны есть Андреас Гурски, автор самой дорогой в мире фотографии «Рейн». Такая фотография должна быть технически безупречной, и в этом случае она будет действительно хороша. Стоит разделять эти направления фотографии. Эмоциональная фотография может себе позволить быть несовершенной. Фотография, содержащая исключительно информацию о форме, должна быть технически совершенна.
— Какую фотографию, серию фотографий Вы считаете своим достижением?
— Многие люди любят мою серию фотографий снятую с актрисой Ольгой Макеевой и её мужем. Это замечательные рыжие ребята. Это была небольшая съёмка пары, любящих друг друга мужчины и женщины. Я считаю, что эта съёмка очень удачная, во многом благодаря людям. Портретная фотография вообще сильно зависит от людей. Ещё я очень люблю съёмку с актёром Вадимом Демчогом. Мы снимали в студии и моя задача была показать насколько подвижно и пластично лицо этого замечательного актёра. Ведь для актёра лицо-это инструмент. И съёмка получилась действительно сильной, потому что мы поняли друг друга. Есть такие моменты, когда можно не говорить ни слова, общение идёт на уровне взгляда.
— Как Вам пришла идея снимать видеопортреты?
— Мне стало тесно в фотографии, стало не хватать возможности зафиксировать быстрые эмоции. Документальное кино – это то, к чему я иду. Видеопортрет – комфортная форма передачи информации. Можно сказать, что это интересный вариант, чтобы показать человека. Это востребовано. Что касается документального кино, то я думаю, что к концу года у меня получится сделать два коротких фильма и показать людям. Я пробую разное, я учусь. Пока не могу сказать, что моивидеоработы на том уровне, которым я на сто процентов доволен. Но это вечный процесс – самосовершенствование.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.