Сергей Сараханов: «Мне нравится снимать портреты людей, в которых есть лёгкая неправильность»

Его фотографии завораживают своей честностью и искренностью. Равнодушных нет. С ним охотно работают знаменитости, он раскрывает те их стороны, которые не известны не только широкой публике, но подчас и им самим.  «Городской репортёр»  встретился с фотографом Сергеем Сарахановым в отеле «Театральный», где он остановился, и поговорил об искусстве, счастливой жизни и об особенностях съемки мужских портретов.

Городской репортёр: Сергей, когда фотография становится искусством?

Сергей Сараханов: На этот счёт есть несколько разных точек зрения. Например, один мой знакомый считает, что все созданное человеком, по умолчанию является искусством. Я к этому отношусь более осторожно. Мне кажется, что само понятие искусство касается вопроса признания. Признание не только со стороны общественности, но и авторитетных людей — критиков, искусствоведов. Я думаю, что фотография становится искусством в тот момент, когда она начинает представлять ценность для общества и для истории.

 — Как обычно для Вас проходит подготовка к съёмке? Есть ли какой-то особый ритуал?

 

 — Никакого особого ритуала нет. Но поскольку мне нравится работать в условиях предсказуемой спонтанности,  подготовка для меня очень важна. Несмотря на то, что я занимаюсь творчеством, к процессу  подхожу с большой долей прагматичности. Заранее обдумываю локации съемки, одежду моделей и обсуждаю все  нюансы с ними. Продумываю образ, световые условия, какую технику буду использовать, чёрно-белую плёнку или цветную. Именно на основании всего этого рождается лёгкость. Только так я чувствую себя комфортно на съемке. Это позволяет концентрироваться на работе с самим человеком, не отвлекаясь на технические моменты.

— У кого из общепризнанных гениев или современных фотографов, по вашему мнению, есть интересное видение, которое Вас вдохновляет?

У меня есть несколько любимых фотографов. Одна из них Энни Лейбовиц, американский фотограф, снимающий в основном портреты знаменитостей. Второй — Питер Линдберг, французский фотограф немецкого происхождения. Можно сказать, что это человек, который создал имидж супер модели в 90-ые годы. Он сформировал и сделал популярным новый образ женственности. Третий  человек — голландский  фотограф Стефан Ванфлетерен. Это замечательный автор, который снимает мужские портреты. Еще мне очень нравится Ирвин Пенн, Ричард Аведон, а также Стив Мак-Карри – известный фотожурналист.Также мне близки многие фотографы, снимающие для агентства Magnum, допустим, тот же самый Ларри Тауэлл.

— Кого Вы больше всего любите фотографировать?

— Я считаю, что хороший фотограф-портретист должен стремиться к некой универсальности. Быть фотографическим мультитулом. Соответственно, нужно стараться расширять свой кругозор и постоянно пробовать разное. Не стоит замыкаться только на портретах женщин, стариков, или детей. Нужно пробовать работать с разными людьми. Когда я встречаю приятного человека, то с радостью буду снимать, если увижу в нём то, что меня цепляет. И совсем неважно, кто он. Мне нравится снимать мужчин. Сейчас это не очень распространенная практика. Мужчин сложно фотографировать, потому что они изначально не готовы к взглядам со стороны. Мне кажется, для мужчины понятие красоты в меньшей степени зависит от внешности, больше — от личности. Я не люблю снимать слишком красивых людей. Мне кажется это немного скучно, их красота может даже мешать. А в случае с мужскими моделями — особенно сильно. Мне нравится снимать мужчин 35-40 лет. Я считаю, если мужчина к этому возрасту остался красивым, то он и был красивым всегда. Об этом можно судить по знаменитым актёрам, которые с годами становятся только лучше. Например, Брюс Уиллис, Клинт Иствуд.

 

 — Прочитала на сайте http://www.profotik.ru/, что  Вы верите, что «настоящее искусство может спасти мир, или, по крайней мере, изменить этот мир к лучшему». А как поменялась именно Ваша жизнь, когда Вы начали заниматься фотографией?

 — Я начал заниматься фотографией, когда мне было 16 лет. Сейчас мне 26, я всё ещё молод, но у меня уже есть дело всей жизни. Фотография не просто изменила, она сформировала меня. Именно фотография стимулировала меня к тому, чтобы раскрываться, больше взаимодействовать с людьми и, как следствие, развиваться самому. Фотография для меня сейчас является одним из главных каналов потребления информации. Я часто смотрю на мир именно с точки зрения потенциальных снимков, новых историй и героев. Я хочу снимать что-то новое и благодаря этому двигаюсь вперёд. Встречи с новыми людьми, новые ситуации – это всё очень интересно.

 — Не мешает ли коммерческая сторона творчеству?

Я думаю, что нужно относиться к этому правильно. Конечно, идеальная ситуация, когда ты построил своё бизнес, который живёт сам. У многих признанных фотографов есть такая история. Иначе, я вижу два варианта. Первый: ты очень жестко разграничиваешь творчество и коммерцию. В какой-то момент, запираешь часть себя на замок и продаёшь.  Второй вариант: стараешься превратить коммерцию в комфортный для тебя вид творчества. Я пошёл по второму пути, вследствие чего, конечно, потерял достаточно много денег. Сейчас я берусь только за те коммерческие проекты, которые мне нравятся и интересны. Могу точно сказать, что сделка с совестью у меня в этом моменте отсутствует. Это не разрушает меня и мою творческую личность, при этом я зарабатываю достаточно денег, чтобы жить и обеспечивать свою семью. К тому же я никогда не мечтал об особняках и мерседесах.

 — Фотограф Андреас Файнингер сказал, что «Технически совершенная фотография может быть самой скучной картинкой в мире». Что Вы  думаете по этому поводу?

  — Я считаю, что, сколько фотографов, столько и мнений. Я, наверное, отношусь к тем, кто любит неправильность. Слишком идеальные люди для меня – скучно, это как манекен. Хочется, чтобы в человеке были какие-то интересные детали. Лёгкая асимметрия, или глаза разного цвета, или непослушные волосы. У меня может засветиться плёнка,  может получиться не очень резкий снимок. Но, при этом снимок эмоционален, вызывает какие-то ощущения. Я склоняюсь к тому, что снимок так же не должен быть слишком идеальным. Думаю, что можно согласиться с Андреасом Файнингером. Но с другой стороны есть Андреас Гурски, автор самой дорогой в мире фотографии «Рейн». Такая фотография должна быть технически безупречной, и в этом случае она будет действительно хороша. Стоит разделять эти направления фотографии. Эмоциональная фотография может себе позволить быть несовершенной. Фотография, содержащая исключительно информацию о форме, должна быть технически совершенна.

— Какую фотографию, серию фотографий Вы считаете своим достижением?

 — Многие люди любят мою серию фотографий снятую с актрисой Ольгой Макеевой и её мужем. Это замечательные рыжие ребята. Это была небольшая съёмка пары, любящих друг друга мужчины и женщины. Я считаю, что эта съёмка очень удачная, во многом благодаря людям. Портретная фотография вообще сильно зависит от людей. Ещё я очень люблю съёмку с актёром Вадимом Демчогом. Мы снимали в студии и моя задача была показать насколько подвижно и пластично лицо этого замечательного актёра. Ведь для актёра лицо-это инструмент. И съёмка получилась действительно сильной,  потому что мы поняли друг друга. Есть такие моменты, когда можно не говорить ни слова, общение идёт на уровне взгляда.

 — Как Вам пришла идея снимать видеопортреты?

 — Мне стало тесно в фотографии,  стало не хватать возможности зафиксировать быстрые эмоции. Документальное кино – это то, к чему я иду. Видеопортрет –  комфортная форма передачи информации. Можно сказать, что это интересный вариант, чтобы показать человека. Это востребовано. Что касается документального кино,  то я думаю, что к концу года у меня получится сделать два коротких фильма и показать людям. Я пробую разное, я учусь. Пока не могу сказать, что моивидеоработы на том уровне, которым  я на сто процентов доволен. Но это вечный процесс – самосовершенствование.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Президент России отметил важность Ростовской области

Президент России Владимир Путин отметил, что важность Ростовской области многократно возросла за последние годы. Такое заявление он сделал в беседе с И.о. губернатора Ростовской области Юрием Слюсарем. «Регион, действительно, вообще важный для Ро...

В правительстве Ростовской области опровергли и подтвердили обыски у экс-губернатора

В пресс-службе правительства Ростовской области опровергли ранее распространенную некоторыми СМИ информацию об обысках на рабочем месте и дома у бывшего губернатора региона Василия Голубева. Об этом сообщает Регнум со ссылкой на пресс-секретаря губе...

Первый снег выпал в Ростове-на-Дону

В Ростове-на-Дону пошел первый снег, сообщают очевидцы. Первый снег шел недолго, медленно срывался и таял на земле. Некоторые очевидцы успели запечатлеть природное явление на камеры своих гаджетов, а потом опубликовали фото и видео в социальных с...

В Ростовской области энергетики восстановили электроснабжение жителей после стихии

Специалисты «Россети Юг» восстановили электроснабжение в пострадавших от шторма регионах Ростовской облсти. Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на пресс-службу компании. Как сообщается, основной причиной нарушения энергоснабжения становился обр...

Юрий Слюсарь назначен и.о. губернатора Ростовской области

Президент России Владимир Путин своим указом назначил главу ОАК Юрия Слюсаря исполняющим обязанности губернатора Ростовской области. Президент подписал указ после личной встречи с новым руководителем региона, сообщает "Коммерсант". Как пишет изда...

«Россети Юг» увеличили количество бригад для устранения последствий циклона на Дону

В филиале «Россети Юг» – «Ростовэнерго» увеличили количество бригад, устраняющих последствия второй волны циклона в Ростовской области. По состоянию на 18.00 в восстановительных работах задействованы 80 бригад энергетиков: 243 человека, 92 единицы с...

ЕЩЕ НОВОСТИ