За 8 месяцев 2025 года сотрудники Сбера помогли сохранить от злоумышленников более 547 млн рублей почти 600 клиентов. У каждого третьего приходящего в южные офисы банка за разблокировкой подозрительной операции человека подтверждается социальная инженерия: мошенники убедили его передать все сбережения или взять кредит.
«Сбер предотвращает мошенничества благодаря распознающей и приостанавливающей подозрительные операции антифрод-системе, а также бдительности и профессионализму сотрудников. В офисах банка помогаем клиентам осознать ситуацию, если они всё ещё находятся под влиянием злоумышленников. За 8 месяцев наши эксперты в процессе общения с клиентами выявили социальную инженерию у почти 600 человек, помогли сохранить более полумиллиарда рублей. Больше всего уберегли на Кубани (192 млн рублей). Далее идут полуостров Крым (132 млн), Ростовская область (90 млн), Ставрополье (82 млн), Северная Осетия-Алания (28 млн), Кабардино-Балкария (16 млн), Адыгея (8,5 млн). Раньше на уловки мошенников чаще попадались южане среднего и пожилого возраста. Сегодня это всё больше подростки и молодёжь, которых в том числе активно вовлекают в теперь уже и уголовно наказуемые схемы дропперства. Для помощи в решении этой проблемы южная служба безопасности Сбербанка запустила большой проект просвещения молодёжи: рассказываем старшим школьникам и студентам о самых частых схемах обмана, опасности участия в незаконных финансовых операциях, признаках того, что ваш близкий находится под влиянием мошенников. Важно оставаться бдительными к звонкам и сообщениям с незнакомых номеров, рассказать родным и близким всех возрастов об опасности общения с мошенниками. Советуем установить бесплатный определитель мошеннических звонков в разделе „Безопасность“ мобильного приложения Сбербанк Онлайн; не сообщать незнакомым людям персональные и банковские данные, коды из СМС и пароли; быть внимательнее к изменениям в поведении близких; изучить на портале Сбера по кибербезопасности „Кибрарий“ мошеннические схемы и способы защиты», — рассказал председатель Юго-Западного банка Сбербанка Анатолий Песенников.
Чтобы предупредить жителей, эксперты службы безопасности Юго-Западного Сбербанка описали ТОП-5 схем, на которые чаще всего в 2025 году «ловят» южан:
1. «Спасти» близкого или коллегу: от имени хорошо знакомого человека приходит сообщение, голосовое сообщение или звонок, что он попал в неприятную ситуацию (сложности с важным проектом, авария, в больнице, украли деньги), скоро свяжутся люди из госорганов, нужно следовать их указаниям. Далее убеждают, что компания или близкий вам человек попали в серьёзную беду, попали под подозрение в финансировании недружественных организаций, счета скоро заблокируют, нужно «спасти» его, помочь поймать злоумышленников: снять все деньги со счетов, продать имущество, оформить кредиты, перевести всё на «безопасный счет». Как действовать: прекратить общение, не совершать банковских операций по инструкциям звонящих, связаться с руководителем, коллегой или родственником по другому каналу связи, сообщить по номеру 900, в приложении банка, прийти в любой ближайший офис.
2. Перевести на «безопасный счёт»: звонят, представляясь сотрудником банка или любого госоргана. Убеждают, что мошенники хотят похитить ваши деньги. Чтобы это не произошло, надо взять все доступные кредиты, продать недвижимость, «спрятать» всё на «безопасном счетё». Как действовать: не отвечать на звонки с неизвестных номеров, не продолжать разговор, не следовать инструкциям звонящих и сразу положить трубку, сообщить о случившемся по номеру 900, в приложении банка или прийти в любой ближайший офис. Сотрудники банков и госорганов никогда не звонят и не пишут в мессенджерах, не отправляют личные документы (служебные удостоверения), внутренние документы организаций и никогда не запрашивают их при звонках, смс или в сообщениях в мессенджерах.
3. «Подтвердить» данные: звонят, пишут в соцсетях, в почту с неизвестного номера\адреса от имени «Госуслуг», «Почты России», службы доставки, оператора связи, поликлиники, компании ЖКХ, и т. д. для подтверждения персональных данных. Просят продиктовать их, отправить фото, перейти по ссылке, назвать одноразовый код из другого сообщения. Как действовать: удалить сообщение\прекратить звонок, не совершать никаких действий: не переходить по ссылкам, не скачивать файлы, не называть персональные данные, пароли. Быстро связаться по официальным адресам или телефонам с организацией\компанией, клиентом которой представились злоумышленники, сообщить им о произошедшем.
4. «Обновить» приложение: под видом срочного обновления приложения оператора связи, банка, службы доставки, интернет-магазина и т. д. приходит смс со ссылкой на самостоятельную установку специального программного обеспечения на смартфон (на самом деле — вредоносной программы). Мошенники убеждают, что в старой версии попытаются взломать аккаунт и оформят кредит. Как только «обновлённое» ПО установлено, злоумышленники получают полный доступ к телефону и всем приложениям, быстро выводят все средства, оформляют кредиты на имя жертвы. Как действовать: удалить сообщение и не следовать его инструкциям, никогда не устанавливать приложения по просьбе неизвестных лиц, не переходить по подозрительным ссылкам, связаться через официальные адреса и телефоны с организацией или компанией, от чьего имени получено сообщение.
4. «Выгодно» вложить деньги: предлагают войти в «высокодоходный бизнес», где быстро можно стать обеспеченным человеком, завоевать доверие и высокий статус в сообществе. Это финансовая пирамида\криптобиржа, а взносы придётся вносить столько, сколько сможете осилить сами, затем вовлекая семью, знакомых, коллег. Распознать опасные финансовые организации можно по ряду признаков: гарантируют высокую доходность, нет лицензии Центрального банка РФ, организация зарегистрирована не в РФ, нет своих средств и активов, используют агрессивную рекламу, для вывода средств и «повышения статуса» надо вносить дополнительные платежи. Как действовать: прекратить любое общение, не сообщать персональные данные и банковские реквизиты. Если уже передали деньги, не вносить новые, написать заявление в полицию и в Федеральный фонд защиты прав вкладчиков и акционеров.
Сбер выявил фразы, которые часто используют люди, находящиеся под влиянием мошенников: «Мне запретили рассказывать»; «Если расскажу — будет хуже»; «Это не ваше дело, я сам/сама разберусь»; «Я всё делаю правильно, просто подожди/доверься»; «Я сейчас не могу объяснить, потом всё расскажу/узнаешь». Можно понять, что человек под влиянием мошенников, и по изменениям в поведении: стал закрытым, нервным или подавленным, больше времени общается онлайн и уединённо, покупает новый смартфон и сим-карты, не отвечает на ваши звонки и сообщения, забывает о важных планах, позже возвращается домой, может внезапно быстро уехать или вызвать курьера. При подозрении, что близкий находится под влиянием, важно быть спокойным, действовать быстро. Предложите обсудить ситуацию. Если разговор не помогает, под любым предлогом вместе с ним придите в ближайшее отделение банка, где его обслуживают, или вызовите полицию.
Защититься от самых распространённых схем мошенников помогают сервисы Сбера по безопасности — в приложении СберБанк Онлайн их доступно до 20. Среди них — услуга «Близкие рядом». Это два сервиса: «Совместные уведомления» (позволяют делиться уведомлениями об операциях по карте) и «Проверка операций». Чек-ап безопасности — подключить базовый набор сервисов: «Определитель номера», «Антивирус» и «Близкие рядом». Подробнее о признаках того, что человек находится под влиянием мошенников, какие новые схемы они изобретают с советами экспертов по защите, можно узнать на портале Сбера по киберграмотности «Кибрарий».
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.