Вячеслав Бут // Фото из личного архива

Пандемия вызвала взрывной рост онлайн-продаж как в России, так и за рубежом. В последнем исследовании оргкомитета конференции по онлайн-ритейлу IDRF2020 и Data Insight говорится, во время самоизоляции количество покупок в интернете увеличилось в два раза. Мы поговорили с психологом Вячеславом Бутом о том, как пандемия и рекламные уловки влияют на покупательское поведение человека, а также с помощью каких техник можно преодолеть желание купить.

На рост числа покупок в интернете повлияли два фактора  самоизоляция и закрытие большинства офлайн магазинов. Так, в России до пандемии только 43% опрошенных Data Insight покупали чаще одного раза в месяц в сети. За две недели самоизоляции уже 80% приобрели товары онлайн, многие из них  по два-три продукта.

Респонденты выделили несколько преимуществ онлайн покупок: удобство выбора (42%), подходящая цена (22,9%), большой выбор товаров и быстрота заказа (16%). И только для 4% опрашиваемых важна полнота информации о товаре, которую предоставляют интернет-магазины. В качестве минусов онлайн-шопинга 30% респондентов отметили неудобную доставку и высокие цены. Еще 29% опрашиваемым нужно увидеть товар и проконсультироваться, прежде чем купить. 21% опасается встретить подложные товары. Интересно, что 17% респондентов отметили, что через интернет часто совершают спонтанные покупки.

 

Психолог Вячеслав Бут называет одну из главных причин того, что люди стали покупать онлайн  это возникновение тревожности. «Люди стали больше нервничать. Когда человек находится в таком состоянии, он ищет способы, как снять напряжение и нервозность. Сам факт покупки успокаивает, дает некий ресурс. В результате ты попадаешь в зависимость от шопинга,  объясняет специалист.

По его словам, до пандемии люди привыкли, что могут на выходных прогуляться по магазинам, пощупать товары и купить, и таким образом доставить себе маленький праздник. Самоизоляция  это выход из зоны комфорта, возникает тревожность, многие люди с ней не справляются.

Просто «гасить» беспокойство  это не выход, с ним нужно бороться.

Еще одну причину психолог видит в рекламе: ее количество значительно выросло. «Опасность онлайн-покупки заключается в том, что за каждым открытием вкладки человек ожидает, что там будет что-то лучше, чем у него сейчас,  поясняет Вячеслав Бут.  Это придумано маркетологами и компаниями, чтобы ты открывал больше вкладок, чаще наполнял корзину. На карантине магазины стали увеличивать количество рекламы, возникли приманки, например, бесплатная доставка».

Как отмечает Вячеслав Бут, рекламные уловки могут повлиять на поведение покупателя. Даже сам психолог, зная о различных методиках, помогающих не поддаться рекламе, делал необдуманные онлайн-покупки во время самоизоляции. «У меня что-то щёлкнуло: начинается сезон, а я сижу дома и ничего себе еще не приобрел. Увидел в Telegram скидки, заказал кроссовки, хотя мне они не совсем нужны. Я, конечно, их буду носить, но купил просто, чтобы погасить в себе это желание. Честно говорю, это не выход! Выход  это работать над собой: самостоятельно или обращаться к психологам»,  поделился личным опытом Вячеслав Бут.

Кроме того, Вячеслав Бут советует обратить внимание на психотип человека: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Он рассказал, что холерик  самый проблематичный тип в плане траты денег, так как он принимает быстрые и спонтанные решения. Меланхолик и флегматик постоянно вынашивают идею покупки, сомневаются и терзают себя мыслями: «купить или не купить?». Сангвиник  трезво рассуждает и может быстро принимать правильное решение.

Чтобы не потратить все деньги на покупки и не стать заложниками интернет-магазинов, Вячеслав Бут советует придерживаться двух простых правил.

Первое  заняться спортом или медитировать по 1015 минут в день. Второе  упорядочить свой образ жизни: делать зарядку по утрам, отдыхать в обед, находить время, чтобы побыть наедине с собой, больше читать книг.

В борьбе с желанием покупать помогут простые техники, но они работают только «здесь и сейчас». Так, если очень хочется что-то купить онлайн, Вячеслав Бут предлагает прежде потерпеть десять минут и, если желание не пропадет, покупать. Часто человек меняет решение. Поможет победить желание что-то купить повышение вариабельности сердечного ритма (физиологическое явление, проявляющееся в изменении интервала между началами двух соседних сердечных циклов прим. ред.) Для этого нужно взять часы или секундомер и засечь 15 секунд, а затем перевести дыхание в режим одного вдоха и выдоха в 15 секунд. За минуту должно получиться четыре таких цикла. Выполнять это упражнение следует три-четыре минуты.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram и ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



Новости smi2.ru

Новости партнеров