Уличные арт-медиации — это тот формат экскурсий, который предполагает активное включение зрителя в интерпретацию и анализ произведения стрит-арт объектов. Здесь не только рассказывают «посмотрите направо, посмотрите налево», но и рассуждают с участниками об уличном искусстве, о вандализме, о городе. Одна из таких медиаций снова прошла на днях в центре Ростова.
Ничего страшного
Желающие больше узнать об уличном искусстве собрались вокруг кураторов художественной галереи «Ростов» и организаторов фестиваля уличного искусства «Ничего страшного» — Ирины Ровер и Марии Лаэды. Несмотря на ветреную и пасмурную погоду, все участники в приподнятом настроении, знакомятся друг с другом и общаются.
«В уличном искусстве нет ничего страшного. Многие говорят, что уличные художники — это вандалы. Мы же искренне считаем, что в уличном искусстве нужно разбираться, нужно уметь читать город. Художники — это не маргиналы. Это люди, которые имеют работу. Среди них и дизайнеры, и повара».
Маршрут начинается на Пушкинской, 161 рядом с арт-объектом ростовской художницы Кати Колыхалиной. Она примечательна тем, что сделана в нестандартной, редко используемой, технике: создание аппликации и их дополнение рисунками на стене. В работе задействованы цвета окружающей обстановки, вывесок и зданий, поэтому арт-объект хорошо вписывается в городскую среду. Случайный прохожий уже и не догадается, что раньше здесь была ночлежка для бомжей. Сейчас в центре Пушкинской это островок спокойствия, где можно остановиться, выпить кофе, сфотографироваться.
«Катя занималась этим арт-объектом вместе с ребятами из школы «Уличного искусства». Когда они делали эту работу, полиция хотела художников арестовать. Катя показала разрешение, но ей не поверили «Такого быть не может. В нашем городе не разрешают никому рисовать на улицах». Пришлось звонить в администрацию. Они быстро вмешалась и ребят отпустили», — смеется Ровер.
По мере продвижения по маршруту встречаем работу Лиды Железняк. Она одна из первых, кто начал сотрудничать с кафе «Книжный». Ее работы — картины эпохи возрождения, немного переработанные в авторском стиле художницы. С этими работами было несколько случаев, когда их активно закрашивали.
Пацаны поняли, город — нет
Толпа людей, интересующихся творчеством, продвигалась вперед. Слушали интересные истории про публичную библиотеку, рассматривали работу Максима Сидорова — «Весна». На одном из зданий Университетского рассказывается история про общение человека с природой, с городом. Если посмотреть на темные элементы, то это как раз город, которому сложно, но он старается сохранять связь с природой.
Остановившись возле ЗАГСА, кураторы обратили внимание на витраж помещения. Неизвестно, какого года работа, но это хороший пример паблик-арта. Ровер пояснила разницу через слова питерского художника Максима Ива: «граффити сделал — пацаны поняли, город — нет. А стрит-арт все поняли, а пацаны удивились». Хорошо, когда в Ростове есть такие, совершенно прекрасные, образцы уличного искусства.
Экскурсия движется дальше. Слушатели фотографируют, задают вопросы, связанные с арт-объектами, авторами работ и отношениями с администрацией. Рассказывают истории. Среди них много творческих людей, в том числе и художников, поэтому трактовок одной и той же работы возникает немало, как и особенностей.
Сами кураторы арт-медиации отмечают не только большие яркие работы, но и незаметные, но вносящие свой вклад в стиль города арт-объекты. Старая мозаика на Университетском нестандартная, притягивающая взгляд, но что с ней будет дальше — неизвестно. Электрический шкаф, украшенный в стиле Макса Сидорова, «и нарядный, и не выпадает из городского пространства» .
«В следующем году хотим сделать много маленьких работ по всему городу. Электрические шкафы, подстанции. Также в планах сделать Ростовский словарь, чтобы развить настоящих уличных художников. Напишем наши разные слова типа «жердела» и «кулек»» , — отмечает Ровер.
На следующей остановке в основе анализа и интерпретаций легла работа Вадика Слуфа — практически первый арт-объект, который был нанесен в рамках фестиваля. Работа «Взросление» рассказывает как преодолеваются волны жизни. Она вписалась в креативное пространство, потому что сам этот кластер, как креативное взросление человека вместе с игрушками.
На арт-медиациях появляется возможность не просто прикоснуться к искусству уличного искусства, но и узнать истории создания и внутреннюю кухню:
«Каждая работа — мастер-класс по общению с людьми. Тянули электричество из подвалов переносками, спрашивали, у кого можно подключиться к розеткам. У бара арендовали стул. Получился краткий экскурс — как добыть все для фестиваля «Уличного искусства», — вспоминает Лаэда.
Затронули и тему размещения детских рисунков на улицах города:
«Чтобы город развивался, детским рисункам не место на стенах, они должны быть на детских конкурсах, в галереях. Детей должны учить выставочной культуре. А из уличных рисунков нужно делать арт-объекты, как точки притяжения горожан», — высказывает свое видение ситуации Ровер.
Открывать город заново
После экскурсии корреспондент «Городского репортера» отдельно побеседовала с Ириной Ровер об истории создания «Арт-медиации» и дальнейших планах по развитию проекта.
— Как проект зарождался, как появилась идея создать экскурсию в таком формате?
— В каждом городе, где есть активное фестивальное движение, связанное с уличным искусством, проходят экскурсии по объектам фестивалей. В 2020 году к нам приезжал сотрудники Института исследования стрит-арта, которые проводили обучение для всех, кто хотел водить уличные экскурсии. В 2021 году к нам приезжал Алексей Шахов из Екатеринбурга и читал свою лекцию о том, как делать такие экскурсии и зачем они нужны. А этим летом к нашему проекту подключилась искусствовед, арт-медиатор Надя Ковалева. Она натолкнула нас на идею, что это должны быть не экскурсии, а арт-медиации. Собственно именно она и провела первые арт-медиации по уличному искусству в Ростове.
— Как формировались экскурсионные маршруты? По какому принципу отбирались работы, каких авторов?
— Мы показываем объекты, созданные в рамках фестиваля уличного искусства «Ничего страшного», а также те объекты, которые созданы художниками «от себя» и которые нам очень нравятся.
— Для кого подходят такие экскурсии? На кого ориентированы? Какую реакцию вызывают арт-медиации у людей?
— Мы приглашаем всех жителей и гостей нашего города. Всем очень нравится. Многие открывают для себя город заново, читая символы и знаки. На самом деле уличное искусство это обращение художников к городу.
— Есть ли планы по расширению проекта?
— В следующем году мы будем опять проводить свой фестивали и в его рамках по плану запланировано не менее 30 экскурсий за лето.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.