Русский путь в «Царской невесте»: на сцене Ростовского музыкального премьера великой оперы

Знаменитая опера Римского-Корсакова «Царская невеста» не впервые поставлена на сцене Ростовского музыкального театра, однако в новой версии режиссера Павла Сорокина и художника-постановщика Сергей Новикова она демонстирует одновременно необычайную глубину оперы конца XIX века и современную творческую рефлексию. Белокаменная русь, кроваво-черная жестокая сила опричников и иконописный образ страдающей русской души соединились с мастерскими вокальными партиями артистов.

История «Царской невесты»: от непонимания к триумфу

Николай Андреевич Римский-Корсаков начал сочинять оперу в 1898 году, а в 1899 она была уже поставлена в Московской частной опере Саввы Мамонтова. Основой сюжета спектакля послужила драма Льва Мея в обработке литератора Ильи Тюменева, рассказывающая о несчастной любви нескольких персонажей: опричника Григория Грязного, любовницы Грязного Любаши, купеческой дочери Марфы Собакиной и ее жениха Ивана Лыкова.

Первая публика, в том числе супруга композитора Надежда Пургольд, нелестно отзывались об премьерном спектакле — им казалось, что композитор напрасно отказался от новаторских форм в пользу старых.

 

Однако уже в 1901 году опера была поставлена на сцене Мариинского театра и имела большой зрительский успех.

Стоит отметить, что многие современники ассоциировали Римского-Корсакова со сказочным композитором — из-за ранее написанных опер «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», а тут композитор вдруг взялся за историческую оперу. При том по сути, это даже и не историческая опера — так как сама событийная канва спектакля имеет мало общего с реальными фактами третьего брака Ивана Грозного и Марфы Собакиной. «Царская невеста» — скорее психологическая драма, помещенная для огранки в сложную и даже жуткую историческую эпоху.

Постановка «Царской невесты» в Ростовском музыкальном театре: ново, хотя и не в первый раз

фрагмент спектакля «Царская невеста» в РГМТ // фото: Марина Михайлова

По словам художественного руководителя Ростовского государственного музыкального театра (РГМТ) Вячеслава Кущева сил в постановку оперы было вложено очень много и поэтому весь коллектив ждет большой отдачи от своего детища.

«По большому счету это третья постановка. Может и не третья, как судить, были концертные варианты. Эта опера — самая первая большая работа театра, которой мы гордимся. В 2000-м году мы ставили «Царскую невесту», тогда еще совсем молодой театр и это было дерзко. Сейчас совершенно другие возможности у труппы, у вокалистов, оркестра, балета, постановочной части. Масштабшнейшее произведение необыкновенной красоты. Фактически трагедия, но мы эту оперу скорее причислим к лирической драме. Выписана каждая строчка, это произведение можно слушать бесконечно. При это опера требует незаурядных вокальных способностей от исполнителей», — рассказывает Кущев.

Музыкальный руководитель спектакля, главный дирижер РГМТ Андрей Иванов также отмечает, что спектакль получился «масштабный, продуманный и всесторонне выстраданным, так как работа над «Царской невестой» откладывалась из-за определенных проблем.

 

«Все, что ни происходит — происходит к лучшему. На мой взгляд, те полгода-год, что мы жили без этого названия добавили какого-то драйва в постановку. Лично я с этим названием живу практически всю творческую жизнь — дирижировал ее в оперном театра Минска, — отмечает дирижер. — В этом спектакле удивительная музыкальная драматургия, и, скажем так, что редко бывает в оперном жанре — когда музыкальная ткань, драматургия, тонко и четко прописанные вокальные партии, замечательная инструментовка, которая дает характеристику каждому персонажу».

Между явью и мороком

фрагмент спектакля «Царская невеста» на сцене РГМТ // фото: Марина Михайлова

Режиссер-постановщик нового спектакля, главный режиссер Ростовского государственного музыкального театра Павел Сорокин отмечает, что работать с этой оперой ему приходилось ранее. Его постановка «Царской невесты» идет на сцене Краснодарского оперного театра. Конечно, важной задачей для творца было не повторяться.

При этом режиссер отмечает — сильно переворачивать фабулу и излишне фантазийно смотреть на историю России невозможно. Все знают исторический контекст того времени и содержание такой известной оперы как «Царская невеста», однако авторские задумки, режиссерские решения обязательно должны пристуствовать.

«Мы решили сопоставлять две сферы — реальную и вымышленную, что-то вроде сна, миража, воплощения мечты. „Царская невеста“ подтолкнула меня к этому, потому что Римский-Корсаков ассоциируется с композитором-сказочником, — размышляет Сорокин. — Но „Царская невеста“ абсолютно из этого ряда выходит, она иная, но эти гармонии и умелое пользования композитором нереальным интонациями, которые вводят нас в мир вымышленный. Особенно это ощущается в четвертом акте, когда по либретто Марфа сходит с ума, то совершенно меняется музыкальная ткань. Мы эту идею взяли за основу для того, чтобы наша главаная героиня менялась на протяжении всей оперы и эта сфера сна будет присутстовать с самого начала и вклиниваться в некоторые сцены и станет доминирующей в финале».

«Царская невеста» как часть пути России

Сценографические решения вкупе со спецэффектами позволяет окунуться в историческую атмосферу времен Ивана Грозного, но дальше, сквозь «грозную» эпоху зрители начинают ощущаться совсем иные пласты — духовного, экзистенциального характера.

Художником-постановщиком «Царской невесты» стал петербуржец Сергей Новиков. Он признается: Римский-Корсаков один из его любимых композиторов, Новиков уже ставил его оперы — «Золотой петушок» на сцене Мариинки и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Удмуртском театре оперы и балета.

«Для меня тема пути сквозит через все творчество Римского-Корсакова. Это некая дорога, по которой мы идем, путь, который мы проживаем. И для меня это всегда путь к невидимому граду Китежу, потому что нельзя брать отдельное произведение Римского -Корсакова и делать некий отдельный сюжет, — делится Новиков. — Римский-Корсаков — это композитор, который вобрал в себя все русское, что только может быть. От бусинок, ювелирных украшений до пейзажей Левитана, природы, озера — все, что называется „Россия“ в таком крупном понимании».

Новые акценты и танец через жест

фрагмент спектакля «Царская невеста» на сцене РГМТ // фото: Марина Михайлова

Хореограф-постановщик «Царской невесты» Ярослав Францев отметил, что перед ним стояла ультрасложная задача — станцевать без танца.

«Я занимаюсь экспериментальным, мультидисциплинарным подходом к творчеству и танцу.То, как мы работали, то для меня это история, в хорошем смысле, движения на сопротивление. Мы пытались за короткое время найти общий язык и какие-то лейтмотивные вещи связанные с жестом, — рассказывает Францев. — В опере важно не танцевать, что для нас, движенцев, крайоне сложно — мы бы хотели всю оперу насытить танцами, движением… В итоге с балетной труппой театра нам вместе удалось найти какие-то жесты, связанные с истории женской боли и как бы она могла быть выражена в теле».

Режиссер спектакля Павел Сорокин отмечает, что большая часть поставленных им опер — русские оперы. Среди них «Пиковая дама», «Хованщина», «Князь Игорь», «Петр Первый».

«Я выработал свое отношение к исторической опере. Считаю, что очень важно сохранить театральный образ, но по форме, как будто бы, приближенной к аутентичной, по крайней мере, к впечатлению об аутентичной форме найти внутри этого новые акценты, чтобы эпоха по-другому воспринималась современниками», — подытоживает режиссер.

Премьерные спектакли «Царской невесты» на сцене Ростовского музыкального театра состоятся 16, 17 и 24 июня.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.



ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

В Ростове начали срезать лишний грунт для чистоты улиц

В Ростове начали срезать грунт на Портовой. Удаление лишнего грунта должно помочь сделать улицы города более чистыми.

В Ростове не будут досрочно завершать отопительный сезон

В Ростове власти не планируют отключать отопление раньше срока.

Под Ростовом тушат крупный ландшафтный пожар

В поселке Аксайского района горит камыш. К тушению уже привлечены 20 спасателей.

Слюсарь обсудил с минтрансом РФ Ростовское транспортное кольцо

Врио главы региона Юрий Слюсарь обсудил строительство Западной хорды и Ростовского транспортного кольца на встрече с первым замминистра транспорта РФ Валентином Ивановым.

В Ростовской области оборонному заводу поставляли станки из КНР под видом российских

Глава коммерческого предприятия поставлял на оборонный завод станки из КНР под видом российских. За мошенничество ему назначили три года колонии.

В список Forbes попали бизнесмены из Ростова Саввиди и Мельников

Ростовских бизнесменов включили в список богатейших людей мира по версии Forbes.

ЕЩЕ НОВОСТИ