В этом году легендарному напитку кока-кола исполняется 130 лет. Согласно статистике, 94% жителей планеты хоть раз слышали о бренде «Coca-Cola», напиток продается в более чем 200 странах мира, и его регулярно пьют более 581 млн человек.
В России кока-кола появилась еще в конце 70-х, ее производство наладили специально к Олимпиаде-80. С тех пор в стране открылось множество заводов компании Coca-Cola Hellenic Group, один из них уже пять лет работает в Ростовской области, в хуторе Новоалександровка. В честь двойного праздника — юбилея напитка и пятилетия завода — компания организовала экскурсию, которую посетил «Городской репортер».
Сотрудники компании рассказали о том, как появился рецепт кока-колы и особая бутылочка для нее, почему очередной завод открыли именно в Ростовской области и кто на нем работает.
Южный центр производства Coca-Cola в России находится в 40 минутах езды от Ростова и неожиданно близко от хутора Новоалександровка, сразу за ним. Ежедневно на корпоративных маршрутках-спринтерах Mercedes из центра области сюда приезжают около 160 работников. Еще 240 привозят из ближайших областных городов и поселков. То есть все 400 специалистов — местные. «Замечательно, что власти внимательно относятся к большим инвестиционным проектам, как раз к открытию завода сделали очень хорошую дорогу», — позже отметит директор завода Александр Антонов.
Завод трудно не узнать издали: посреди зеленого поля на квадрате асфальта стоят красные здания с белыми элементами. Площадь территории впечатляет — 27 га. Причем здания завода занимают всего четверть пространства. «Нам есть куда расширяться. Предприятие изначально включало три производственные линии, сейчас у нас их уже пять», — рассказывает Александр Антонов.
После проверки документов на контрольно-пропускном пункте мы оказываемся на территории завода. Ровный асфальт, свежая разметка и яркий газон — все в лучших традициях западных компаний. Внутри здания удивительно пусто и тихо, на ресепшене нас встречает Денис Куприянов — региональный менеджер по внешним связям и коммуникациям. Через длинные коридоры с корпоративными слоганами, статистикой и датами из истории бренда он проводит нас в музей Coca-Cola, где и начинается экскурсия.
«Напиток кока-кола был придуман в США, в Атланте, в 1886 году фармацевтом Джоном Пембертоном. Как и многие гениальные изобретения, оригинальный вкус кока-колы был создан случайно. Дело в том, что изначально Пембертон делал напиток, разбавляя коричневую карамель из трав обычной водой. Но как-то случайно он добавил вместо нее газированную воду, и новый вкус показался ему гораздо более приятным. Название для нового напитка придумал бухгалтер Фрэнк Робинсон, который, владея каллиграфией, написал слова „Coca-Cola“ фигурными буквами, до сих пор являющимися логотипом напитка. Благодаря оригинальному вкусу и мощной рекламной компании продажи кока-колы начали стремительно расти», — рассказал Денис Куприянов.
Еще один интересный эпизод из истории колы — создание стеклянной бутылки особой формы. До 1894 года напиток продавался на разлив. Так продолжалось до тех пор, пока хозяин магазина в Виксбурге, Джозеф Биденхарн, решил разливать кока-колу в бутылки, чтобы облегчить транспортировку на плантации. Владельцы бренда не увидели выгоды в идее и продали право всего за доллар. Тем не менее вскоре объемы продажи колы в бутылках стали догонять розлив.
Недобросовестные конкуренты стали подделывать напиток, используя корпоративные цвета и созвучные названия. Поэтому в 1915 году была создана оригинальная бутылка Coca-Cola, которая помогла выделиться напитку среди конкурентов и отличать оригинал от подделок.
За 130-летнюю историю компании кока-кола разливалась в сотни разных банок, бутылок и даже пакетов. Увидеть эволюцию дизайна, необычные упаковки и эксклюзивные тематические коллекции можно в одном из самых уникальных по историческому и содержательному наполнению музее Coca-Cola, который находится на заводе в Ростовской области.
Постоянная экспозиция музея включает в себя около 500 экспонатов, а общая коллекция насчитывает более 5 000 различных предметов. В их числе бутылки 1890 года, коллекции, созданные при участии самых известных дизайнеров, и даже бочонок, в котором более 100 лет назад перевозили сироп на заводы первых компаний-производителей.
Трудно поверить, что 95% коллекции было собрано одним человеком — Вадимом Суворовым. «Я уже около 25 лет коллекционирую все, что связано с брендом. Началось все с того, что отец привез мне из-за границы баночку Sprite. Тогда, во времена СССР, это было чем-то невероятным, поэтому я оставил ее как сувенир, — рассказывает он. — Позже, уже в 90-е, в России появилась кока-кола, и моя коллекция пополнялась. К тому же я много путешествую, привожу баночки из разных стран. Их можно обменять или выкупить у других коллекционеров. Стоимость экспонатов разная, недавно была продана бутылочка за 2 500 долларов».
На вопрос о желаемом, но пока не добытом экспонате Вадим Суворов ответил, что такой действительно есть. «Большой удачей будет приобрести баночки, которые выпускали для космонавтов в 84-85-е годы. Партия напитка в особых банках была отправлена на космическую станцию „Мир“», — пояснил он.
Перед тем, как отправиться в производственные цехи, участники экскурсии надевают плотные бахилы, халаты и шапочки — совсем как у врачей в операционной. Кроме того, нам выдали аудиогиды — в некоторых цехах шумно, без такой связи ничего не услышишь.
В первую очередь нам показали ассортимент товаров, которые производят на заводе. «Мы выпускаем 66 видов продукции в различной упаковке. Напитки Coca-Cola, Sprite, Fanta, тоник Schweppes, вода BonAqua, чай Nestea, соки и нектары «Добрый», энергетический напиток Burn, произведенные на нашем заводе, отправляются в магазины по всему югу России: в Ростовскую, Волгоградскую и Астраханскую области, в Краснодарский и Ставропольский края, а также в республики Северного Кавказа», — рассказал Алескандр Антонов.
Весь процесс производства начинается с очистки воды. В так называемый «чистый цех» обычно экскурсантов не пускают, но для журналистов делают исключение, с условием тщательно продезинфицировать подошвы бахил и руки. В цехе пусто и свежо — помещение заполняют только огромные угольные и песочные фильтры. «Воду мы берем самую обычную, из азовской системы водоснабжения. Затем она проходит тщательную многоуровневую очистку. При этом полезные вещества в воде остаются», — отметил начальник производства Олег Валентин.
На мой вопрос о том, быстро ли загрязняются фильтры, он ответил, что фильтры в зависимости от их типа моют или обдают паром, заменяют какие-то составные части. В любом случае вода всегда будет одного качества, за этим следит соответствующий отдел.
Отделом качества управляет Владимир Лобастов. Он приглашает нас в лабораторию, где эксперты следят не только за показателями качества напитков, но и за их вкусовыми свойствами, химическим составом, консистенцией, цветом. Кроме того, специалисты проверяют качество укупорочного шва на баночной продукции, который находится между крышкой и телом банки. «Мы ведем постоянный контроль, чтобы не было протечек, чтобы держался газ, чтобы банка гарантировала сохранность продукта», — отметил Владимир Лобастов.
Работа отдела качества важна для настройки техники перед началом производства каждой новой партии. Эксперты берут первые образцы, сошедшие с конвейера, и изучают их для того, чтобы достичь идеального сходства качества продукта из новой партии с продуктом из прошлой партии. Они быстро передают информацию операторам в цех, которые могут сразу перенастроить оборудование.
Сначала за работой производственных цехов мы наблюдаем чуть сверху и через стекло. Тщетно пытаюсь заметить хотя бы одного человека посреди несущихся по конвейерам на огромной скорости бутылочек колы, чая и сока. «На заводе установлена новейшая высокоточная европейская техника. Процесс производства и розлива напитков автоматизирован, поэтому на каждой из пяти линий работают всего четыре человека», — объясняет Олег Валентин.
Спустившись непосредственно в цех, мы замечаем операторов. На них фирменная одежда Coca-Cola, в ушах — беруши. Они следят за работой оборудования, в нужный момент пополняют машины исходными материалами: засыпают крышки, ставят катушки с еще неразрезанными этикетками. Олег Валентин показывает нам один из расходников — пластмассовые формочки, из которых специальная машина «выдувает» бутылку.
Все эти материалы на ростовский завод привозят другие изготовители. Как и первичную продукцию — например, на завод поступают не яблоки, а готовый концентрированный сок. В ходе экскурсии директор завода Александр Антонов несколько раз подчеркивает, что завод активно сотрудничает с местными производителями. Но не всегда это получается — к сожалению, российские производители некоторых видов продукции пока не могут конкурировать с иностранными: так, из-за рубежа закупается основа кока-колы и большая часть концентрированных соков.
После экскурсии у меня остается только один вопрос: «Как устроиться сюда работать?». Александр Антонов признается, что непросто. Текучки как таковой нет, люди довольны условиями работы и если и уходят, то им очень быстро находят замену, часто — за счет повышения. Но все вакансии одновременно размещаются как на сайте компании, так и на известных порталах по поиску работы.
Рабочие места появятся после расширения завода, которое, скорее всего, случится в ближайшие пять лет. «Наш проект инвестиционно привлекательный. Во-первых, Ростовская область — развивающийся, перспективный регион, который в недалеком будущем может стать одним из туристических центров страны. То есть продажи напитков на юге и в Ростовской области, в частности, будут только расти. Во-вторых, завод, помимо рабочих мест, дает большие налоговые отчисления», — считает Александр Антонов.
А пока лучший шанс стать частью команды — проходить практику на заводе во время учебы или принять участие в специальной программе «Подготовки будущих менеджеров» для выпускников вузов.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.