Региональная транспортная прокуратура порекомендовала придать ростовской набережной статус «морской». Это значит, что любое строительство, благоустройство, открытие новых предприятий здесь потребует новых, более серьёзных экспертиз и согласований, занимающих больше времени. Также может пострадать и доступность объекта для простых ростовчан — в случае, если звание «морской» одарит набережную статусом режимного объекта.
Основание, по которому Региональная транспортная прокуратура рекомендовала перевести ростовскую набережную в статус «морской», простое: порты Азова и Ростова-на-Дону имеют такой статус с 2009 года. Этот статус официально позволял портам принимать суда под иностранным флагом типа «река-море». Но «морской» статус наложил и ряд существенных ограничений. Главным из них, помимо более строгих требований к развитию портовой инфраструктуры, стал новый статус участка реки Дон от Аксая и до начала Азово-Донского морского судоходного канала: это тоже «море».
Теперь, чтобы проводить на этом участке какие-либо дноуглубительные работы или реконструкцию судоходного канала, необходимо строго соблюдать морские нормативы. Главной проблемой стала обязанность прохождения экологической экспертизы: она может занимать огромное количество времени. В результате на этом участке Дона работы по содержанию русла не велись более 10 лет.
Возникшую проблему пытаются решить на разных уровнях власти все это время. Свои инициативы по упрощению требований к обслуживанию устья рек у портов с морским статусом предлагал депутат госдумы Виктор Дерябкин. Он отмечал, что еще в 2019 году депутаты Госдумы разработали первый законопроект, который позволил бы разрешить противоречия в статусе портов и дать возможность им нормально работать и развиваться. Однако правительство отправило его на доработку. «В итоге вопрос снова отложен на неопределённое время, и эта бюрократия мешает полноценной работе портов Нижнего Дона, которые я без преувеличения назову стратегическими», — отмечал он.
В 2022 году губернатор Ростовской области Василий Голубев на заседании морской коллегии при правительстве РФ предложил определить для «морских» портов на реке Дон «речные» правила работы. По словам губернатора, для преодоления правовой коллизии нужно внести поправки в Кодекс торгового мореплавания РФ и Федеральный закон «О морских портах в РФ».
Сейчас набережная Ростова-на-Дону не является частью морского порта Ростова-на-Дону и юридически не входит в его управленческие структуры. Это, скорее, парк и визитная карточка города: ростовчане любят гулять по ней семьями, здесь встречаются влюблённые, она — один из основных объектов для свадебных и праздничных фотосессий.
История набережной началась в конце XIX века, когда мэрия Ростова решила построить удобные пристани в городской черте, а Городская Дума приняла решение о строительстве благоустроенной набережной. К строительным работам привлекли известного военного инженера Александра Львовича Бертье-Делагарда. Работы были окончены в начале двадцатого века, и до середины 40-х годов набережная выполняла функцию грузо-пассажирского порта.
Прогулочной зоной и визитной карточкой города набережная стала в 1949 году, когда грузовые причалы были перенесены вверх по Дону, а на их месте разбили бульвар с высокими причальными стенками для пассажирских пароходов. В конце 70-х было построено знаменитое здание речного вокзала, напоминающего огромный белый пассажирский лайнер, и здание гостиницы «Якорь». Ну, а в середине 2000-х на набережной прошла глобальная реконструкция, в ходе которой привели в порядок аллеи, убрали незаконно построенные в 1990-х годах павильоны и рестораны, установили множество малых архитектурных форм, связанных с традициями Дона и героями донских легенд.
Придание набережной «морского» статуса может остановить нормальную работу и развитие этого важного для каждого ростовчанина объекта. Этот статус поставит инвесторов в затруднительную ситуацию: эксплуатация береговой территории и причалов с новым статусом потребует прохождения дополнительных экспертиз и получения новых разрешений на осуществление деятельности. Новые требования не только удорожат проекты и работу уже существующих предприятий на набережной, но и потребует значительного времени для получения новых сертификатов. И все это время у бизнеса не будет возможности осуществлять свою деятельность. А еще может так случиться, что набережную, имеющую «морской» статус, признают режимным объектом: тогда все частные проекты тут моментально закончатся.
Наступив в свое время на грабли, законодатели, похоже, готовятся сделать это вторично: такое кулуарное принятие решений в столь чувствительной для жителей и гостей города сфере чревато последствиями, с которыми потом самим властям придется годами героически бороться. Так, к примеру, неумение видеть и слышать интересы людей уже привело к тому, что в Азове, например, городская набережная реально превратилась в опасный для людей объект и полностью перестала быть частью культурно-исторического пространства города. И перевозка людей из Азова на хутор Донской, в сущности городской район Азова, — на уровне лодки деда Мазая, в принципе многие годы не вызывает тревоги транспортной прокуратуры, хотя опасности там вполне реальные.
Именно отсутствие диалога с обществом, отсутствие грамотного анализа и романтическая тяга к приставке «морской» к наименованию порта привели к той ситуации, когда, как в пословице — «посчитали — прослезились». Манипулирование мнимыми «нарушениями» и «опасностями» в «интересах горожан» — прием до боли знакомый.
Между тем, решение проблемы есть, оно неоднократно озвучивалось различными высокопоставленными спикерами: законодательно разрешить использование правил речного судоходства на участке от Аксая до устья реки Дон. Городскую набережную, фактически не являющуюся частью порта, вообще не стоит трогать — следует признать, что это, по большому счёту, парково-прогулочная зона, находящаяся в юрисдикции города.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.