Ростовская школа № 81 в Александровке ничем не отличается от массы других городских школ: большое кирпичное здание. Когда подходишь ближе, можно различить звонок и характерный для помещения, в котором собралось много детей, гул: больше тысячи голосов! Если быть точнее, то около 1400 учащихся. Шесть голосов запросто могут затеряться среди остальных, но их слышно иначе. Эти шесть голосов принадлежат ребятам из ресурсного класса, первого «Е».

Честно говоря, я готовила себя к походу заранее. Как человек, не очень много знающий об обучении детей с особенностями, я боялась. Я помнила класс коррекции в своей школе, помнила, что с детьми из этого класса никто не дружил, и они были маленькими заложниками искусственно созданного в пределах школы гетто. Что-то подобное я ожидала увидеть и в этот раз.

Сидя на ступеньках школы, я ждала вдохновителя и создателя ресурсного класса, а также маму одного из учеников Ксению Берковскую. Мимо меня прошла пара: мама вела девочку. Я вспомнила, что видела эту девочку на фото из ресурсного класса, которые были размещены в группе в соцсети. Ее зовут Настя. Именно в тот момент, когда Настя мне улыбнулась, я поняла, что бояться мне нечего. Если ребенок по дороге на учебу готов улыбнуться постороннему человеку, значит, он идет в школу с радостью.

 
//Фото: Виктория Некрасова
//Фото: Виктория Некрасова

Потом была встреча с активным и очень жизнерадостным Степой Берковским. До класса мы дошли вместе. Внутри — обычный образовательный процесс: учитель стоит возле доски и объясняет тему урока, дети сидят за партами, что-то пишут. Отличием от нормативного класса были тьюторы, которые сидели рядом с каждым ресурсником. Они полушепотом общались с ребятами.

— Тьюторы — это ассистенты учителя. У нас изначально не стояло задачи сделать их старшими сестрами или любящими тетушками для наших детей. Нужно, чтобы не возникало сильной эмоциональной привязки ко взрослым. Мы же хотим, чтобы наши дети становились самостоятельными, — говорит Ксения Берковская. Самый сильный страх родителей особых детей: что будет с ними, когда родителей не станет. Избавиться от этого страха можно только тогда, когда ты понимаешь, что твой ребенок готов к жизни в обществе. Это и стало магистральной идеей создания ресурсного класса.

//Фото: Виктория Некрасова
//Фото: Виктория Некрасова

Подготовка к созданию ресурсного класса была долгой и сложной. По словам родителей, все получилось только потому, что взялась помогать директор 81-й школы Татьяна Корнилова.

— Ко мне пришла Ксения и покорила меня тем, что не стала требовать, а выступила в роли парламентера. Она сказала: «Я хочу сделать проект, но не знаю, как. Готова во всем помогать». Так мы и решили работать вместе. Нас поддержали в Управлении образования города. Хотя многие мои коллеги не понимали, зачем при такой большой школе еще и этой проблемой заниматься. Настоящим нашим соратником стал Ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ОВЗ,  специалисты которого помогают нашу идею и возможности «вписывать» в рамки существующих образовательных стандартов и нормативов, — говорит директор школы.

После того, как родители получили одобрение директора, встал вопрос об отдельном помещении и педагогах, которые смогут заниматься с ребятами.

— Мы долго вели отбор. Нам были нужны не просто преподаватели. Например, учительница, которая работает в классе, Евгения Бербеко, имеет образование дефектолога, опыт работы с детьми, у которых есть различные диагнозы. Также тщательно выбирали и каждого тьютора, — рассказывает Ксения Берковская.

//Фото: Виктория Некрасова
//Фото: Виктория Некрасова

Учитель, логопед, психолог стали работниками школы, с тьюторами оказалось сложнее. Решить этот вопрос помог центр «Содействие». Сейчас помощники ресурсного класса официально оформлены в центре, а в школе работают по договору безвозмездного сотрудничества. Татьяна Корнилова говорит, что в следующем году одного или двух тьюторов можно будет официально трудоустроить в школу. И это уже будет хорошим результатом.

Основной проблемой, с которой от месяца к месяцу сталкивался ресурсный класс, были, как этого и стоит ожидать, деньги. Зарплату тьюторам нужно было выплачивать регулярно. Для этого ежемесячно было необходимо собирать 150 тысяч рублей. Казалось бы, не такая великая сумма, но пополняли счет буквально всем миром. Ксения Берковская до сих пор говорит о том, что ежемесячное закрытие сбора было похоже на маленькое чудо.

//Фото: Виктория Некрасова
//Фото: Виктория Некрасова

— Нам в декабре 2014 года дали больше двух миллионов в рамках государственной программы «Доступная среда». Были созданы архитектурные условия, закуплено оборудование для обучения особых деток. Однако не все в настоящий момент используется. Например, у меня есть замечательные приспособления для обучения слепых детей, но у меня нет слепых учеников в школе. При этом выделенные деньги можно потратить только на конкретные цели, например, оплата работы тьюторов не может быть предусмотрена, — говорит Татьяна Корнилова.

Каждый месяц над классом висела угроза закрытия, но как можно предать тех, кто поверил в то, что их дети такие же, как все?..

— Класс — это регулярное финансирование. То есть, если мы набираем в сентябре детей, мы не можем сказать им в ноябре: «Извините, деньги закончились, вы идете домой», — добавляет Ксения Берковская.

Финансирования проекта на государственном уровне пока нет. Однако это возможно. Для того, чтобы попытаться попасть в программу финансирования, необходимо доказать состоятельность проекта. Те, кто хотя бы один раз бывал в ростовском ресурсном классе, видят, что результаты огромны, однако чиновники верят не детям, а бумагам.

—Сейчас, в конце года, мы подведем итоги и только потом сможем заявить наш проект инновационной площадкой на уровне области. И обязательно будем двигаться вперед, — делится Татьяна Корнилова.

//Фото: Виктория Некрасова
//Фото: Виктория Некрасова

Пока взрослые озабочены поиском денег, сбором отчетов и подведением итогов, первый «Е» просто ходит в школу. При этом ученики ресурсного класса не чувствуют себя изгоями. Каждую перемену ребята общаются с другими учениками, ходят в столовую, играют.

— Для нас не было проблемой наладить взаимодействие этих детей с учениками нормативных классов, большей проблемой стало — ограничить желание школьников общаться с учениками ресурсного класса постоянно. При этом мы не рассказываем им о том, что нужно любить инвалидов. Никого насильно любить не нужно! Мы просто показываем, что ресурсный класс состоит из таких же ребят, просто они несколько отличаются от обычных детей, у них есть свои особенности, — говорит директор.

//Фото: Виктория Некрасова
//Фото: Виктория Некрасова

Со следующего года дети из ресурсного класса на некоторых уроках будут заниматься с остальными школьниками в обычном классе. Разумеется, с каждым из ребят останется тьютор, который сможет помочь на уроках, но именно это включение детей-инвалидов в социум и станет, наконец, примером той самой инклюзии, о которой так много говорят в последнее время. А здесь, в обычной ростовской школе, решили не только говорить, но и делать.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.