Ростовская галерея 16thLINE и Государственная Третьяковская галерея (Москва) представили в Ростове совместный выставочный проект «Заложники пустоты», который на 4-ой Московской биеннале был признан одним из лучших.
В философии буддизма есть такое понятие, как «Шуньята», проще говоря — божественная пустота. Используя термин «пустота», восточные мудрецы подчёркивают, что под Шуньятой понимается не обычная пустота, а Пустота с большой буквы — Пустота, являющаяся неисчерпаемым источником творения. Согласно восточным представлениям, реальность, лежащая в основе всех явлений, лишена какой бы то ни было оформленности и не может быть описана или определена. Поэтому её часто называют бесформенной и пустой. Однако, слово «пустота» не означает «незаполненности» или «несуществования».
Напротив, пустота является сущностью всех форм и источником всякого существования. Более того, она всегда потенциально заполнена.«Форма есть пустота, а пустота, в свою очередь, есть форма. Пустота неотличима от формы; форма неотличима от пустоты. Что есть форма — есть пустота; что есть пустота — есть форма».
Но, что просто и ясно для мудрецов с востока, оказалось первопричиной творческих исканий не одного поколения художников-концептуалистов и авангардистов. Представленная экспозиция предполагает множество точек зрения на пустоту как состояние и философскую категорию. Совет, который дают кураторы проекта зрителю — не спешить. Ведь на то, чтобы понять идею «пустого» листа — действительно нужно время. Выставка состоит из семи разделов и специально преподнесена таким образом, чтобы зритель не нуждался в проводнике. И надо отметить, что эффект достигнут — сообщающиеся залы и подробные аннотации позволяют воспринимать творения как в отдельном временном контексте, так и в едином пути развития «Пустотного канона».
В этом и цель проекта: «Проследить возникновение и историю пустых пространств в русском искусстве ХХ века от 1920-х годов до современного искусства 2000-х, обнаружить внутренние структуры „пустот“ в контексте перехода от традиционных искусств к новым медиа, от иллюзорных живописных и графических пространств к перцептивным пространствам инсталляций и видеопроекций».
И всё же, удивляет, как в такой теоретической базе, представленной на стенах «16 линии» цитатами из Хайдеггера, Жоржа Батая, Ильи Кабакова и других, не нашлось места буддистской мудрости. По словам кураторов Кирилла Светлякова и Кирилла Алексеева, «Заложники пустоты» задуманы ещё несколько лет назад, но актуальность и достойное воплощение обрели только сейчас. Особый интерес созерцателя вызывают скорее не сами работы, а ассоциативный ряд, предлагаемый организаторами экспозиции. Например, первый зал сталкивает в нашем сознании фото-документацию одной из акций группы «Коллективные действия», суть которой в удалении персонажа с фото, пока он вовсе не исчезнет, оставив за собой энергетически заряженное «пустое» поле, с картиной Федора Шурпина «Утро нашей Родины», где таким персонажем является Иосиф Виссарионович Сталин.
Возникает лишь одна аналогия — предложение вождю также «самоудалиться», как с картины, так и из массового сознания.
За абстракциями шестидесятников следуют эксперименты концептуалистов. Серая бумага из альбома Ильи Кабакова «На серой бумаге», другая коллаборация «Коллективных действий», геометрические абстракции Виктора Пивоварова, а так же фото с акции политических активистов «Мы» (молодёжь с белыми листами бумаги в руках смотрелась даже слишком злободневно в контексте недавних событий) — всё это попытка изобразить сублимацию современного мира, пустоту, мнимо заполненную масс-медиа и новыми коммуникациями.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.