В начале ноября город получил нового главу администрации, появилась возможность и надежда на обновление и «перезапуск» развития нашего года. Вот некоторые моменты, которые хотелось бы озвучить.
Уменьшение пробок на дорогах города
Основная задача муниципальной власти — обеспечить комфортное проживание и условия продуктивной деятельности. Снижение транспортных заторов распадается на расширение основных внутригородских транспортных коридоров, выравнивание их загруженности, даже такими простыми методами, как карманы для остановки общественного транспорта вне полосы, дублеры для съезда во дворы, надземные и подземные переходы, современные транспортные развязки, современные схемы работы общественного транспорта. Снижение транспортных заторов и в дальнейшем, работа на опережение, является одной из наиболее важных и неотложных тем в развитии города. Также необходимо введение в строй новых видов общественного транспорта. Этим делом должны заниматься эксперты, которые будут системно подходить к проблеме. Однако делать это нужно уже сейчас.
Удобные парковочные места в деловом центре города
Следующая составляющая рабочего дня горожан, преодолевших пробки по направлению из спального района в деловой центр города — поиск парковок в центре города. Можно полчаса — час ездить вокруг, скажем, офисного центра по улице Социалистической, принимая непосредственное участие в создании пробки, но не найти места для парковки или вынужденно нарушить правила остановки и стоянки. В СМИ появлялись сообщения о намерениях городских властей устроить в деловом центре города многоэтажные парковки, но результаты этих намерений пока не видны. Наверное, в том формате, в каком это виделось муниципалам, это не заинтересовало бизнес-инвесторов, а столкнувшись с трудностями в этом направлении, город спасовал.
Тут трудно винить власти — ростовский бизнес более склонен к участию в канализовании бюджетов, а не к созданию подлинно прибавочной стоимости. А уж об общественно-полезных немонетизируемых последствиях своей деятельности любой бизнес по определению думает позже, чем обо всем остальном.
Стороннему наблюдателю неизвестно, прорабатывался ли вопрос соединения в одной эксплуатирующей организации функции управления вновь созданными многоэтажными парковками в шаговой доступности от крупных офисных центров и платными парковочными местами вдоль улиц (о создании платной зоны в центре города в СМИ говорилось).
Просчитывался ли, скажем, экономический эффект от следующего графика: в будние дни в рабочее время (9.00 — 19.00) — многоэтажная отдельная парковка не берет плату за хранение автомобиля, при этом в это же время взимается плата за парковку по правой стороне улицы, но по «социальному» тарифу, а по левой стороне улицы (рассматриваем на примере улицы Социалистическая в отрезке между Ворошиловским и Буденновским, сейчас слева там стоянка запрещена, но все равно автомобили стоят — ставить больше негде), «высокий» тариф. Вечером ситуация меняется — многоэтажная парковка берет плату за ночное хранение, а парковка вдоль правой стороны улицы бесплатна.
При расчете эффективности подобной деятельности, скорее всего, встает вопрос о земельных участках под подобные парковки (их нужно не так много), окупаемости вложений инвестора и пр. Но учитывать необходимо не только прямую экономическую выгоду, но и социальные эффекты, среди которых можно отметить и увеличение производительности действующих в Ростове-на-Дону экономических агентов за счет рационализации рабочего времени. Возможно, для начала подобного проекта целесообразно создать муниципальное предприятие, в последующем учитывая перспективу его полной или частичной приватизации.
Эффективно работающая ливневая канализация в городе
Это опять нас отсылает к вопросу транспортной мобильности и эффективности использования времени жителей и гостей Ростова-на-Дону. По информации СМИ, ливневой канализацией обеспечено в городе около 10% дорог, не говоря уже о том, что и существующая ливневая канализация работает с низкой эффективностью. Для решения этой проблемы еще в 90-х годах предлагались системные решения. Теперь, с ростом количества транспорта, серьезный ливень превращает в час пик основные транспортные магистрали города в иллюстрации к дорожному апокалипсису.
Своевременная и современная очистка тротуаров и дорог от снега
Предыдущая городская администрация не в полной мере справлялась с выполнением своих рутинных задач. Так, например, при очистке города от снега не предварительная обработка проезжей части для облегчения в последующем очистки снега и предотвращения «ледяного наката», снегоуборочная техника появлялась на дорогах с суточными опозданиями, не замечена была в применении адекватных погоде реагентов, закапывала выезды из дворов и брошенные владельцами машины. На эту тему написано немало, в 2014 году еще предыдущей администрацией обещаны и реагенты для предобработки проезжей части перед снегопадом. Власти сообщают — уже закуплены реагенты для низкой температуры, снегоплавильные машины. Обещают проследить, чтобы в этот раз снегоуборочная техника была заправлена зимним дизелем.
Выводы сделаны (не верю, что они не сделаны по итогам двух лет подряд бездействием муниципалов созданной ЧС), но на что еще хотелось бы обратить внимание — это эвакуация брошенного транспорта вдоль очищаемых улиц. В Ростове-на-Дону действуют предприятия, эвакуирующие транспорт вдоль улиц. Сложно не заметить, что зачастую подобная практика эвакуации против правил припаркованных машин производится по принципу: «Ищем не там, где надо, а под фонарем, где светло». То есть, не учитываются правила дорожного движения уже самими эвакуаторами и действующими подобным образом инспекторами ГИБДД, предписывающие производить задержание только тех автомобилей, которые действительно мешают проезду транспорта и проходу горожан, а не просто припаркованы в местах ограничения стоянки, обоснованность которого в ряде случаев сама по себе сомнительна.
Видимо, заработок предприятий по эвакуации автомобилей настолько хорош, что они не видят целесообразности или необходимости в создании для себя технической возможности участвовать в действительно общественно полезном мероприятии — эвакуации брошенных автовладельцами автомобилей, для того чтобы расчистить все полосы и дать возможность городу начать движение.
Ориентировать экономическими рычагами предприятия по эвакуации на это — было бы полезным свершением муниципалитета.
Пешеходные зоны с созданием мест для компактного размещения мест общественного питания, работающие одновременно как туристский объект, так и место, создающее условия для прибыльной работы представителям малого бизнеса.
О пешеходных зонах в центре Ростова-на-Дону говорилось много, (например, отрезок Соборного или отрезок улицы Шаумяна между переулком Газетным и проспектом Ворошиловским). В качестве препятствующего фактора упоминалась, к примеру, функция улицы Шаумяна как дублера улицы Большой Садовой, по которой осуществляется подвоз грузов для магазинов, транспортный доступ во двор для жителей и организаций. Однако, мы с вами можем посмотреть, как это реализовано на примере Москвы, одной из центральных улиц — Большая Дмитровка. Там оставлена одна полоса движения транспортных средств и запрещена остановка — обозначены желтые линии справа и слева. Таким образом сохраняется полностью подвоз и проезд, и увеличивается тротуар для пешеходов. А если сместить проезжую полосу к одному тротуару, то на противоположном появится широкий тротуар для уличных кафе.
Во многих местах в центре Ростова-на-Дону, сохранилась под изношенным асфальтом дореволюционная мостовая. Сняв асфальт и восстановив её на отрезке улицы, который планируют отвести под пешеходную зону, можно получить картинку тихого европейского города, каким и смотрит на нас с дореволюционных открыток центр Ростова-на-Дону.
Создавая пешеходную зону с расчетом на привлечение в нее арендаторов помещений под общепит, необходимо решить вопрос с помещениями на первых этажа и подвалах пешеходной зоны. Логика подсказывает, что в одиночку частному бизнесу это не по силам или экономически нецелесообразно. Здесь уместна функция муниципального провайдера услуг по аренде подходящих для этих целей помещений, разумеется, после глубокой экспертной проработки.
Реновация старинных многоквартирных домов в центре города
В Ростовской области реализуется региональная программа капитального ремонта жилых домов, данные в которую направляются муниципальными властями. Так, в 2014 году будут отремонтированы крыши и фасады около 200 многоквартирных домов, в 2015 — 2017, еще 578 (крыши и фасады). Это здания исторического центра. Используются на эти цели деньги со специального счета, предназначенного на капитальный ремонт, или средства со счета Регионального оператора капитального ремонта, софинансируется подобный ремонт областным и муниципальным бюджетом.
Оставив за рамками этой заметки прочие аспекты этой темы, хочу обратить внимание — ремонт инженерных систем, мест общего пользования многоквартирных домов, не говоря уже о мероприятиях по повышению энергоэффективности оставляется на потом, не являясь приоритетным.
Таким образом решается задача «внешнего вида» и оставляется за бортом задача по обеспечению комфортного проживания горожан.
Из публичных источников видно, что при введении системы капитального ремонта предполагалось — он будет проводиться и с целью повышения энергоэффективности многоквартирных домов. Однако средств на это сразу не находится. Как привлечь бизнес в инвестирование ремонта многоквартирных домов?
Прогнозировалось помимо собственного накопления и софинансирования бюджетом, привлечение внебюджетных источников — банковского кредита или прямого финансирования энергосервисными компаниями. Расчеты показывали, что свои деньги банк или проведшая мероприятия по достижению энергоэффективности многоквартирного дома получит за счет части экономии от ежемесячных коммунальных платежей, а часть экономии будет сразу «радовать жителей».
Практика свидетельствует о том, что массового привлечения внебюджетных источников не состоялось, в том числе — и из-за недоверия жителей подобным действиям частных инвесторов.
Также много раз выдвигалась инициатива превращения чердачных помещений в домах старого Ростова в жилые. В этом случае инвесторы могли бы получить жилплощадь и уже за свой счет провести ремонт многоэтажного дома. Однако для того, чтобы эта модель начала работать, необходимо развивать доверие горожан к потенциальным инвесторам. Это тоже может стать одной из задач городской власти.
Сохранение и восстановление архитектурного облика города
В предыдущем пункте я ссылался на действующую в Ростовской области программу капитального ремонта жилых домов, рассчитанную до 2049 года. Разумеется, в первую очередь попадают в ремонт старинные здания в центре Ростова-на-Дону.
Однако тот ремонт, который осуществляют подрядчики, не может радовать жителей города. Так, например, в центре Ростова над крыльцом дома, построенным на рубеже XIX -XX веков, можно увидеть после ремонта прямоугольный козырёк из куска металл профиля на сваренной раме из уголка, который уместен скорее в качестве навеса в фермерском хозяйстве. Такой ремонт служит, скорее, делу обеспечения работой подрядчика, который ничего более сложного делать не в состоянии.
Еще одной проблемой является сложившееся в историческом центре города положение с рекламными конструкциями, которые буквально уродуют облик исторических зданий в центре Ростова.
В плачевном состоянии находятся некоторые архитектурные памятники, очевидно, из-за экономической нецелесообразности проведения ремонта силами частного инвестора и неспособности муниципалитета.
Резюмируя вышесказанное, хочется отметить — задачи новой администрации города обширны. Необходимо не только обеспечить бесперебойность рутинных функций муниципалитета, но и провести ревизию проектов развития города, найти и устранить причины, по которым все еще не реализованы полезные начинания. Создать комфортную среду для проживания, дать ростовчанам больше времени для производительного труда, снизив необходимость в затрате времени на бытовые повседневные неудобства. Необходимо создавать условия для привлечения инвесторов к реализации полезных городу проектов. Привлекать стоит не только крупных инвесторов. Малый бизнес также можно ориентировать экономическими рычагами на создание проектов, рабочих мест. Город должен стать открытым и дружелюбным для малогобизнеса.
Необходимо обратить пристальное внимание на восстановление исторического облика старой части города. Это благое дело как для постоянных жителей города, так и для индустрии въездного туризма, опирающейся на малый бизнес и являющейся высокорентабельной. Тем более это соответствует современной экономической конъюнктуре — нынешняя девальвация рубля делает экономически привлекательным для иностранных туристов пребывание в донской столице, дело за формированием привлекательного внешнего облика и поиска соответствующей ниши, брендирования города. Если сложится проведение капитального ремонта многоквартирных домов в исторической части города в сочетании с повышением энергоэффективности, это могло бы снизить нагрузку на сети в центре города.
Для повышения эффективности работы городской администрации наверняка придется провести ревизию функций муниципальных чиновников, исключить совпадающие функции для избежания коллективной (без)ответственности, разделить рутинные функции ежесуточного обеспечения жизнедеятельности муниципалитета и назначить ответственных за проекты развития. Остается пожелать новой администрации успехов на этом направлении.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.