Темный полупрозрачный занавес, огоньки свечей, гитарные переборы, строки лубочного романса… Зрители, сидящие в зале, мгновенно начинают испытывать приступ дежа вю, что по-русски означает «Уже виденное, уже слышанное, уже пережитое». И покачиваясь на волнах такого знакомого пения неких людей в рубахах и сарафанах мнится, чудится им, что то такое, родное до боли, похожее на младенческую колыбельную.
Необыкновенные декорации «доброго сказочника» Олег Шейнциса лишь усиливают это чувство. Но…
Когда-то, аж в 2002 году, известный московский критик Марина Давыдова, в рецензии на эту же самую пресловутую «Женитьбу», только уже на сцене театра Маяковского в Москве, написала про «15 притопов, 19 прихлопов и 48 актерских штампов» и упрекала знаменитого режиссера в отсутствии хоть какой-нибудь концепции. Сегодня на дворе, простите за простонародный оборот, заканчивается год 2014, а вопрос «Что хотел сказать автор?» остался. Мается от желания жениться и точно такого же желания этого не делать никогда, Артем Шкрабак, точь в точь как Игорь Костолевский (они и внешне даже похожи, как говорится, один типаж), говорит нарочито грубым голосом, кривляется и манерничает Кристина Гаврюкова (точь в точь как Евгения Симонова). В одном из своих интервью г-н Арцибашев заявлял, что в театре не место скуке.
«Войди в зал суда и почувствуй себя обвиняемым», — утверждал он свое жизненное кредо. И… лукавил? Разве однообразный фарс, в который превращается замечательная пьеса Гоголя о двух нерешительных людях, не может не наскучить еще до конца первого акта?
Впрочем, внимательный зритель мне возразит: зал смеется и аплодирует, значит, ему не скучно. На что отвечу: иногда поиск смысла с лихвой может заменить клоунада. «Смыслы никто не искал… их сдвигали. И тоже … не очень удачно», — сказал мой умный друг. Действительно, какая разница, какой там монолог читает герой или что он там думает, когда на сцене один показывает фокус с яйцом и цыпленком, второй танцует «Яблочко», а третий, как юная гимнастка, исполняет упражнение с лентой.
Одно, одно спасает этот спектакль — артисты, которых в Ростове любят. На которых ходят. Которым аплодируют стоя, даже в заведомо провальных постановках.
Может быть режиссеру Арцибашеву неведомо, что в Ростове есть театр и есть звезды? Может быть, он рассчитывал, что никто и никогда из ростовских любителей театра не был в Москве и не видел «Женитьбы»? Или подумал, а если и так, то что, халтура есть халтура, негоже заморачиваться. Ведь если совсем честно: априори самый первый спектакль «Женитьба», как и его последующие переносы был рассчитан на звезд, которым дай телефонную книгу – они и ее сыграют.
Теперь давайте вспомним открытое письмо артистов театра имени Маяковского, обращенное к своему тогда еще худруку с просьбой оставить свой пост: «Женитьба», «Мертвые души» и «Карамазовы», — по праву заслужили признание зрителей, критиков и являются визитной карточкой театра, хотя спектакль «Женитьба», как и последующие за ним «Ревизор» и «Три сестры» является переносом одноименных спектаклей образца соответственно 1996г., 1993г. и 1991г. из репертуара Театра на Покровке.». Однако, бунт заслуженных актеров Сергея Арцибашева не остановил, и он перенес спектакль еще несколько раз на разные сцены, теперь включая и Ростов.
Еще… еще очень сильно покоробило, когда на поклонах, Сергей Арцибашев начал бегать по сцене, выталкивая в спину на поклоны, то Татьяну Шкрабак, то Игоря Богодуха, а то и Сергея Власова – как несмышленышей, робеющих от света софитов. От этого было так неприятно, неловко, горячо глазам, как будто невольно стал свидетелем чего-то неприличного, во что не можешь вмешаться, но и видеть – сил нет.
«Тоска, печаль, надежды умерли, друга нет. Молчи, грусть, молчи…»
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.