В России по закону любой ребенок может перейти на семейное обучение  учиться дома, а в школе только проходить аттестацию. Выбрав такую форму образования, родители могут самостоятельно обучать своих детей, подготавливая учебные материалы и выстраивая график. В Ростове почти два года назад был создан центр поддержки детей, находящихся на семейном обучении, и их родителей «Свирель». Руководитель центра Ирина Козинченко рассказала нам о том, как семейное обучение развивает в детях самостоятельность, почему родители решают перевести ребенка на семейное образование, и как в таких случаях восполнить недостаток общения.

 Я  мама двоих детей, которые находятся на семейном обучении, у меня два образования  юридическое и государственное муниципальное управление.

Семейным обучением я заинтересовалась довольно давно. В 15 лет я случайно оказалась в экспериментальном классе, работавшем по методике Валентина Васильевича Агеева. Это был удивительный и очень важный для меня опыт. Именно там я научилась анализировать и структурировать информацию. А главное, увидела, что учиться  это удивительно интересно. Навыки, полученные там всего за два года, помогли потом учиться параллельно в двух вузах. Поэтому, даже когда у меня еще не было детей, я уже задумывалась о том, что мне хочется научить их эффективно учиться.

 

Два года назад мы с друзьями стали проводить тематические встречи для своих детей, посвященные разным интересным вещам в мире, о которых мы хотели бы им рассказать. Потом эти встречи стали более частыми и регулярными. В какой-то момент мы обнаружили, что среди нас есть специалисты почти по всем школьным предметам. А это значит, что у детей будет к кому обратиться с вопросом, когда мама с папой уже не смогут помочь. Так и появился центр «Свирель». Сейчас к нам приходят около 30 детей с 1 по 8 класс, почти все они уже учатся дома.

Дети встречаются у нас в центре пару раз в неделю. Мы стараемся сделать эти встречи максимально насыщенными и давать ребятам выбор чем заняться. У нас нет преподавателей. Все, кто организовывают какую-либо работу в центре,  это родители. Просто они проводят свои занятия, мастер-классы или экскурсии не только для своего ребенка, а приглашают на них еще и других детей для компании. Акцент мы делаем на возможность свободного общения и свободного выбора вида деятельности. Мы называем эту форму работы мастерскими. Как правило, с детьми находятся несколько взрослых, которые организовывают развивающие активности  творческие или познавательные.

Занятия в центре “Свирель” //фото из личного архива И. Козинченко

Родители несут все расходы совместно. Мы многое покупаем вскладчину, ведь государство не предоставляет сейчас компенсаций за то, что наши дети не учатся в школе, хотя в некоторых регионах такая практика уже существует.

В основном родители говорят о том, что переводят ребенка на семейное образование из-за дискомфорта в школе и неэффективности обучения там.

Есть, конечно, и ситуации, когда ребенок усваивает программу быстрее или медленнее сверстников. Или ему просто не хватает времени на свои внешкольные увлечения  занятия в музыкальной школе, спорт. Ведь на школу уходит 6 часов в день, а затем еще и домашние задания 34 часа  это даже больше, чем рабочий день взрослого человека. Трудно точно сказать, сколько часов в день уходит на семейное обучение: дети усваивают материал с разной скоростью. Сначала времени уходит довольно много, но, когда ребенок получает навык заниматься самостоятельно, это время постепенно сокращается.

До 9 класса заявление о переводе на семейное обучение в отдел образования по району подают родители. Это решение должно приниматься с учетом пожеланий ребенка, а в 1011 классе подросток имеет право сделать это самостоятельно. После этого ученик прикрепляется для аттестаций к выбранной школе, с ней заключается договор и согласуется график аттестаций. Аттестацию дети, находящие на семейном обучении, проходят в школах. Большинство делают это один или два раза в год. В большинстве случаев аттестация проходит как обычный экзамен или контрольная работа. Есть еще возможность сдавать аттестации дистанционно  через интернет в специальных аккредитованных школах. И главный результат здесь оценками не измерить. Если ребенок в более раннем возрасте углубится в деятельность, которая ему интересна, сам будет планировать свой день, мы получим более осмысленного человека, который лучше осознает свои цели в жизни. Это важнее оценок.

Среди минусов в семейном обучении в первую очередь называют недостаток общения. И это действительно очень важный аспект, об этом стоит задуматься еще до перехода на такую форму образования. Нужно обязательно найти места, где есть дети, с которыми мог бы подружиться и регулярно общаться ребенок. Помимо кружков и секций, это могут быть встречи с детьми, которые тоже учатся дома, как и происходит у нас в «Свирели». Такое общение зачастую становится более качественным за счет общих интересов детей, их единой направленности.

Второй важный момент  это готовность родителей уделять достаточно много времени обучению ребенка. В каком бы классе вы ни перешли на семейное образование, придется в первую очередь научить бывшего школьника учиться самостоятельно, планировать свой день и объем занятий. В этом и преимущество такого обучения, потому что в школе за ребенка все решают преподаватели.

Занятия в центре “Свирель” //фото из личного архива И. Козинченко

Третий вопрос, который волнует взрослых, особенно учителей, связан с методикой обучения ребенка самостоятельно. Как составить программу, как не упустить важные разделы, как сделать образование полноценным? Здесь могут быть разные подходы. Можно идти строго по учебникам, утвержденным ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), дополняя их интересными ресурсами по теме. А можно нанять тьютора, который создаст для вас образовательную траекторию и будет сопровождать по ней. Это достаточно дорогостоящий вариант, но зато максимально соответствующий потребностям ученика. Также можно использовать дистанционные курсы, предлагаемые частными школами, или нанимать репетиторов. Решений этой задачи много, и они становятся еще одним плюсом семейного обучения  это индивидуальный подход к обучению ребенка, учет его интересов, особенностей мышления и восприятия, скорости и т. д. А вообще, у хорошего семейного образования — те же плюсы, что и у хорошего школьного: среди них и желание и умение учиться, и инициатива, ответственность, способность преодолевать трудности, друзья.

Так же и с недостатками. Вот только, взяв на себя полную ответственность за образование ребенка, уже не обвинишь в проблемах школу, учителя, систему. Для кого-то это плюс, для кого-то  минус.

Мне кажется, что, обучаясь дома, ребенок имеет больше возможностей делать это не из страха плохой оценки, а искренне интересуясь предметом. Второй положительный момент  это возможность самому планировать свое время, определять, сколько сил и времени отдать какому предмету. Это очень важный навык  знать, когда твой мозг более работоспособен, через какой период нужно сделать перерыв, ведь это очень индивидуальные вещи. Но есть и обратная сторона  отсутствие переключения в домашней обстановке. Поэтому мы и уделяем внимание совместным занятиям детей на нейтральной территории, в нашем центре. Это создает рабочую исследовательскую среду, в которой дети совместно познают новое. Можно сказать, что при такой форме обучения КПД гораздо выше.

Центров поддержки семейного обучения в Ростове, похожих на наш, я не встречала. И официальную статистику по семейному образованию найти сложно. В Московской области, например, семейное обучение проходят 1876 детей, из них 229  по адаптированным программам, то есть отвечающим потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья. А в США  более 2 миллионов, и количество таких учеников постоянно растет. Также ощутимый рост численности детей на семейном образовании зафиксирован и в других странах, например, в Великобритании, Австралии, Канаде.

Сейчас мы наблюдаем повышение внимания к семейному обучению у нас в стране и в Ростове, в частности. Мы видим интерес родителей к такой форме обучения, мы видим проблемы, в решении которых мы можем помочь. Одно из наших важных дел  фестиваль семейного обучения «Учение как приключение», который мы уже провели впервые в прошлом году, теперь планируем сделать его ежегодным. Думаю, в этом году он пройдет в апреле. Мы проводим этот фестиваль для детей и родителей, чтобы рассказать о разных методах обучения, создать пространство для общения родителей-единомышленников.


 


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий в Ростове-на-Дону? Подписывайтесь на наши страницы в ВКонтакте и канал в ЯндексДзен и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.